Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов пока оптимистичен в своих прогнозах.
Фото ИТАР-ТАСС
Первая половина года завершается противоречивыми экономическими сигналами: правительство планирует повысить официальный прогноз роста ВВП, тогда как независимые экономисты видят признаки замедления и даже начало промышленного спада.
«В следующем прогнозе Минэкономразвития, который готовится летом и будет утверждаться в сентябре правительством, прогноз по росту ВВП может быть откорректирован до 3,7–4% с нынешних 3,4%, – заявил в минувшую пятницу глава Минэкономразвития (МЭР) Андрей Белоусов. – В мае результаты были очень положительные – со снятой сезонностью темп роста ВВП составил 0,5% за месяц, в годовом выражении – 4,2%». По его словам, в январе–мае рост российской экономики составил 4,5%, и это выше, чем ожидали в МЭРе.
Одним из факторов высокого роста ВВП, по его мнению, стал рост инвестиций, который в январе–мае составил 12,1%, что почти вдвое больше, чем показатель годового прогноза по росту инвестиций (6,3%). Кроме того, динамика розничной торговли выше прогнозных оценок – 7,8% роста в январе–мае при годовом прогнозе в 6,3%. Все это и позволяет скорректировать ВВП в сторону увеличения.
Между тем опрошенные «НГ» экономисты и эксперты не разделяют столь оптимистичные прогнозы. В частности, заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Гайдара Сергей Цухло считает, что российская промышленность «определенно начинает втягиваться во вторую волну кризиса».
Ему вторит экс-советник президента Андрей Илларионов. «Начало новой российской рецессии оказалось на редкость «своевременным». В тот самый момент, когда официальные лица, собравшиеся на Петербургский экономический форум, пытаются убедить общественность и инвесторов, что все в порядке в российской экономике, бесстрастная статистика подвела предварительные итоги ее развития в мае 2012 года, – отметил он в своем блоге. – Из которых явственно следует: российская экономика с декабря 2011 года находится в рецессии». По сравнению с пиковыми значениями, достигнутыми в предшествующие 12 месяцев, в мае 2012 года производство в промышленности снизилось 0,7%, в сельском хозяйстве – на 18%, грузооборот транспорта – на 1,5%, объем инвестиций – на 8,9%, экспорта – на 4,9%, импорта – на 5,4%. Все значения приведены с устранением сезонной и календарной составляющих, уточняет Илларионов. По его словам, наиболее чувствительным является сокращение инвестиций и экспорта – факторов, являвшихся в предшествующие годы моторами российского экономического роста. «Судя по наблюдаемым трендам, не исключено, что по сравнению с кризисом 2008–2009 годов рецессия, начавшаяся в декабре 2011 года, может быть менее глубокой, но более длительной», – резюмирует он.
«Если предположить стагнацию российской экономики до конца года на уровне первого квартала, то годовой рост ВВП составит 2,7%; если до конца года экономика будет расти теми же темпами, что и в первом квартале, – 3,5%», – считают экономисты НИУ ВШЭ.
Впрочем, ведущий экономист Центра развития Валерий Миронов отмечает, что происходит замедление экономики, которое проявилось в последние два месяца. «Пока темпы роста инерционно были неплохими, – поясняет он. – Но сейчас бюджетная подпитка будет сходить на нет». Рост ВВП по итогам, по мнению Миронова, составит 3,5% при условии, что вторая волна кризиса Россию не накроет. «Надеемся, что в этом году серьезных проблем ждать не стоит. Европа выстоит, и какого-то бюджетного коллапса в Евросоюзе не будет. К тому же цена на нефть не должна упасть слишком сильно», – считает он.
Ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов полагает, что риски, связанные с замедлением роста мировой экономики, долговой кризис в Европе напрямую отражаются на показателях РФ. «Замедление роста мировой экономики чувствительно отражается на спросе на продукцию металлургических комбинатов, – отмечает он. – Снижение спроса на металлы ведет к снижению цен на продукцию металлургов, что ведет к значительному снижению рентабельности».
«Новый министр экономики порадовался тому, что у нас темпы роста инвестиций в основное производство почти в два раза превышают темпы роста ВПП. Правда, он не сказал, что в основном это инвестиции в тех секторах экономики, где доминируют крупные госкомпании, – добывающий сектор, банковская отрасль, транспорт и связь, – напоминает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. – При этом темпы роста ВВП в добывающем секторе – одном из тех, где инвестиции растут быстрее всего, – всего 1% за первое полугодие. Инвестиции в строительство снижаются, в малом бизнесе рост инвестиций минимальный. Поэтому хорошие показатели первого полугодия не нужно переоценивать».
Что же касается подготовки к кризису, то она выражается в том, что предприятия отказываются от роста зарплат в этом году, но персонал пока не сокращают. Если осенью 2012 года начнется вторая волна кризиса, то прогноз ВВП придется корректировать не в сторону повышения, а в сторону понижения.
«Из реального сектора поступают сигналы о том, что сжимается ликвидность, это было проблемой в 2008–2009 годах, остается и сейчас: среднему бизнесу очень не хватает кредитных ресурсов, кто может – получают поддержку государства, остальные идут за кредитами в Европу, – говорит директор по управлению активами инвесткомпании «Трейд-Портал» Николай Солабуто. – Но разве плавная девальвация рубля на 15% не говорит о второй волне кризиса?»
Аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин сообщил «НГ»: «Наше предположение – рост ВВП в текущем году составит 3,5%, и мы сомневаемся, что Минэкономразвития пересмотрит свой прогноз, так как динамика первого полугодия была сильной, но появились риски более слабого роста во втором полугодии. Поэтому настоящий момент выглядит не очень подходящим для повышения прогнозов».
Аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов отмечает, что хороших результатов в первом квартале, когда экономика страны выросла на 4,9%, удалось достичь в основном за счет финансовой деятельности, строительства и обрабатывающих производств. В секторе промышленного производства в мае отмечается значительное улучшение в обрабатывающей отрасли. «Для нашей экономики все зависит от цен на нефть, – говорит аналитик. – Если нефть подешевеет до 60 долларов за баррель и будет держаться до конца года, то темпы роста ВВП окажутся ниже 2%. С большей вероятностью цена средняя по году все же будет выше, поэтому ВВП в 2012 году прибавит примерно 3–3,5%».