У Владимира Путина готовы ответы на политические и экономические вызовы.
Фото Reuters
Главный экономический форум страны проходит в этом году под знаком надвигающегося кризиса и обострения политической ситуации в России. Министры предупреждают о возможном падении цен на нефть и сокращении бюджетных расходов. А президент Владимир Путин, который выступил на Петербургском форуме впервые за последние пять лет, призвал к «диалогу со всеми политическими силами» и пообещал защиту бизнес-сообществу. Для этого он наделил нового бизнес-омбудсмена Бориса Титова правом приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда.
Владимир Путин предложил на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) вывести единую формулу национальной модели демократического устройства общества: «В ходе открытой дискуссии и диалога со всеми политическими силами страны мы должны выработать единый и принимаемый подавляющим большинством граждан России ответ на вопрос о приемлемой и эффективно работающей в наших условиях формуле национальной модели демократии и развития».
При этом, заметил президент, «каждый, кто претендует на то, чтобы заниматься политикой, каждый, кто считает себя политиком, обязаны выражать свою позицию исключительно в рамках закона»: «Жажда перемен – это, безусловно, двигатель прогресса, но она становится контрпродуктивной и даже опасной, если ведет к разрушению гражданского мира и самого государства... Необходимо понимать, что в политической системе можно и нужно улучшать, а какие ценности и институты являются фундаментальными и государствообразующими и не подлежат никакой ревизии».
Утром, еще до выступления президента, эту же тему развивал первый вице-премьер Игорь Шувалов. Он опасается, что непопулярные экономические меры затруднят прохождение правительственных инициатив через Госдуму. Первый вице-премьер считает, что сложности возникнут не только с усилившимися оппозиционными партиями, но и с провластной «Единой Россией»: «Нам нужно будет принимать жесткие решения, вы понимаете, что это будет очень тяжелая работа». Свои озабоченности Шувалов высказал вчера во время делового завтрака Сбербанка в рамках ПМЭФ. Речь шла о перспективах принятия так называемого бюджетного правила. Бюджетное правило внутри правительства выработано, заметил Шувалов, но неизвестно, пройдет ли оно в такой жесткой конструкции через парламент: «Я, кстати, хочу, чтобы все учитывали, что в этот момент, в этот политический цикл, это не только ответственность правительства при таком составе парламента, при достаточно серьезной «левой» части и при том, что «Единая Россия» будет все время налево поглядывать».
Похоже, власти придумали, как нейтрализовать возможную критику левых сил в адрес правительственных инициатив. Исполнить роль своеобразной подушки безопасности предложено открытому правительству, за связи с которым в кабинете министров отвечает Михаил Абызов. Шувалов заявил на форуме, что через механизм этой структуры «мы обязаны работать со всеми – и теми, кто выходит на Болотную площадь, проспект Сахарова, и с теми, кто не согласен с ними. Задача правительства – найти этот общественный консенсус, не всегда он будет найден». Первый вице-премьер напомнил – и правительству, и законодателям «иногда нужно будет принимать решения, которые не одобряются обществом»: «В любом случае надо дать объяснение, должна произойти дискуссия, почему правительство пытается предпринять определенные шаги».
Между тем необходимость диалога с оппозицией объясняется не только тем, что правительство Дмитрия Медведева обеспокоено сопротивлением полевевшей Думы. Заявление Шувалова по этому поводу – не просто успокоение инвесторов, прозвучавшее в адрес Запада на крупном международном форуме. По словам главы фонда «Эффективная политика» Глеба Павловского, Дмитрий Медведев действительно сделал серьезную ставку на открытое правительство Абызова: «Проблема в том, что противостояние власти и оппозиции сегодня, при росте непримиримости с обеих сторон, усиливает риск укрепления партии, которую я бы назвал «Конституция к черту. Эта партия, конечно, не на улице – она в кабинетах, в аппарате».
Символом этой партии, считает собеседник «НГ», стал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, «который, кстати, не является самым опасным ее членом»: «Морально оправданные действия оппозиции и понятная самозащита Кремля вместе откроют окно для третьей силы. И она будет значительно хуже, чем то, что мы видим сегодня». Речь Игоря Шувалова Павловский объясняет пониманием риска наступления сил реакции, антиконституционных по характеру: «Шувалов ищет способ сдержать развитие этой тенденции, и, возможно, открытое правительство могло бы стать таким орудием сдерживания. Но пока оно дремлет».
Если в ходе противостояния власти и оппозиции укрепится третья сила, то в какой-то момент контроль за процессом потеряет и президент Владимир Путин, уверен Павловский: «Он старается оставаться в центре, но в какой-то момент третья сила перестанет в нем нуждаться».
Кроме признаков политической нестабильности в речах участников форума звучала озабоченность нестабильностью экономики и государственного бюджета. Так, экс-министр финансов Алексей Кудрин прогнозирует, что новый кризис в Европе будет серьезным и продолжительным, затронет Россию, поэтому, по его мнению, необходимо уже сейчас сокращать госрасходы.
При этом Кудрин считает, что путь Греции не заказан и для России. Экс-министр обратил внимание Игоря Шувалова на то, что сегодня дефицит ненефтегазового бюджета России достиг 12% ВВП. «Это уровень дефицита Греции», – уточнил Кудрин и подчеркнул, что «мы живем в ситуации, когда дефицит может увеличиться».
Между тем аналитики предупреждают, что политика Федеральной резервной системы США толкает цены на нефть в диапазон от 70 до 90 долл. за баррель. А это уже очень опасный уровень для российской казны. Напомним, что Игорь Шувалов заявил, что после снижения цен на нефть ниже 90 долл. российскому бюджету потребуется «консолидация» (см. «НГ» от 20.06.12).
Валентина Матвиенко и Игорь Шувалов обсуждают экономические проблемы страны. Фото РИА Новости |
В условиях сокращения нефтяных доходов власти пытаются активизировать экономическую активность частного сектора. Для этого бизнесу обещаны дополнительные меры защиты: спецкомиссия по реализации предпринимательской инициативы и бизнес-омбудсмен с правом приостанавливать решения чиновников. На должность уполномоченного по защите прав предпринимателей президент назначил руководителя «Деловой России» Бориса Титова.
В состав специальной комиссии по реализации национальной предпринимательской инициативы войдут представители отечественного и иностранного бизнеса, руководители министерств и ведомств. Как сообщил Путин, омбудсмен «получит право отстаивать интересы бизнеса в суде, приостанавливать ведомственные нормативные акты до решения суда и в качестве обеспечительных мер обращаться в суд с оперативным приостановлением действий чиновников».
Но отношения российской власти с бизнесом имеют длинную историю, влияние которой невозможно изменить одним назначением омбудсмена. Точно так же, как отношения российской власти к законности и праву не изменило появление уполномоченного по правам человека. Тем не менее некоторые предприниматели и сегодня готовы рискнуть и поверить в новые инициативы власти. «Если бизнесмен через своего омбудсмена добьется отмены решений конкретного чиновника, то он рискует столкнуться с местью бюрократии. Однако есть немало предпринимателей, которые готовы вступить в открытое противостояние с чиновниками», – говорит председатель комитета Торгово-промышленной палаты по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян. По его словам, бизнес-омбудсмен может уже сегодня начать работу с отмены большинства решений контролирующих органов – таких как пожарный, технический, санитарный и потребительский надзоры. И лишь вторым шагом можно приступать к оспариванию решений налоговых и финансовых служб.
Но Борис Титов планирует заняться в первую очередь не столько спасением бизнеса, сколько спасением живых людей. Для этого он обещает ускорить пересмотр уголовных дел в отношении несправедливо осужденных бизнесменов. «Мы пять человек уже освободили. Сейчас, думаю, будем освобождать намного больше. В процессе пересмотра у нас 120 дел», – сказал вчера Титов. По его словам, в новой должности он намерен не только восстанавливать справедливость в отношении несправедливо осужденных предпринимателей, но также добиваться изменения законодательства, с тем чтобы уголовные дела против бизнесменов не возбуждались, если нет решения гражданского суда. Титов напомнил, что сейчас количество осужденных предпринимателей составляет 13 тыс. человек, причем большая часть из них, по его мнению, осуждена неправомерно.
Между тем сами предприниматели считают, что кардинально изменить бизнес-климат в стране один Борис Титов не сможет. «Каналов давления на бизнес очень много. Омбудсмен может помешать чиновникам чинить препятствия одним предпринимателям, но не может помешать чиновникам помогать другим, аффилированным с властями разных уровней», – указывает гендиректор City Express Алексей Кичатов. В качестве спорных решений, которые можно отменить, Кичатов приводит новые нормы закона о госрегулировании оборота алкоголя, которые вступают в силу с 1 июля. Но могут ли они быть оспорены в суде – пока не ясно.
Для большинства предпринимателей появление омбудсмена ничего не изменит, так как один человек даже с достаточно большим штатом помощников ситуации не переломит, считает аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. «Уследить за всеми решениями чиновников и реагировать на все запросы от бизнесменов вряд ли возможно. Кроме того, суд, как правило, встает на сторону чиновника или органа власти, а не на сторону бизнесмена. Тем не менее появление бизнес-омбудсмена в целом воспринято позитивно. «Надежда, что введение нового института и назначение Титова улучшат предпринимательский климат, есть», – подтверждает президент группы «Ланит» Георгий Генс.