Вице-премьеры Дмитрий Рогозин и Аркадий Дворкович обсуждают подготовку к отопительному сезону.
Фото с официального сайта правительства РФ
Российские министры готовятся к зиме – причем делают это они в обстановке открытости, которой не было во времена премьерства Владимира Путина. Вчера новый кабинет министров подвел итоги завершившегося отопительного сезона и потребовал создать дополнительные запасы топлива на случай холодной зимы. Министерство регионального развития предложило компенсировать местным властям перерасход средств на приобретение топлива в период сильных морозов. Однако Минфин выступил категорически против. В свою очередь, премьер Дмитрий Медведев предложил до принятия решения просчитать, во что это обойдется казне.
С приходом Дмитрия Медведева в Белый дом правительство стало более открытым. Вчера журналистам была предложена в полном объеме прямая трансляция начала заседания кабинета, когда обсуждался первый вопрос. При Владимире Путине формат доступа прессы в СМИ был иным. Дискуссий министров и вице-премьеров в пресс-центре вообще не показывали. Дело ограничивалось кратким вступительным словом премьера. На заседаниях президиума правительства допускались лишь краткие сообщения чиновников о проделанной работе, выполненных поручениях и тому подобный официоз.
На этот раз журналисты стали свидетелями настоящей дискуссии чиновников, которые спорили о проблемах предприятий энергетики и ЖКХ в отопительный период. Медведев был лаконичен, констатировав, что осенне-зимний сезон-2011/12 все службы в целом отработали удовлетворительно. Энергетики удостоились похвалы за то, что впервые за многие годы выполнили и перевыполнили установленные нормативы по созданию резервных запасов топлива. Премьер цифр не назвал, между тем они любопытны. По данным Минэнерго, за прошедший отопительный сезон запасы топлива на станциях превышали утвержденные нормативы: по углю – 150%; по мазуту – 140%. Энергетикам сверхплановые запасы карман явно не тянут. По состоянию на 1 мая текущего года запасы составили (к суммарному утвержденному нормативу на текущую дату) по углю – 230%, по мазуту – 187%.
Похоже, переполненные склады угля и мазута превратились в основной показатель оценки готовности к зиме. Глава Минэнерго Александр Новак предложил повысить ответственность руководителей энергокомпаний, если они не смогут сформировать в нужных объемах резервов угля или мазута. Глава Министерства по связям с открытым правительством Михаил Абызов конкретизировал – наказывать нужно рублем.
Вице-премьер Аркадий Дворкович однозначно высказался за введение элементов плановой экономики в энергетике. Он призвал перейти на заключение среднесрочных и долгосрочных договоров с поставщиками топлива. А закупки следует проводить в начале лета, когда цены на мазут и газ не кусаются.
Логика в предложении вице-премьера, курирующего в новом правительстве реальный сектор экономики, несомненно, есть. А вот в необходимости создания сверхнормативных запасов топлива эксперты сомневаются. Достигнутый к началу мая уровень двукратного резервирования мазута и угля на предприятиях электроэнергетики – это очень сомнительный успех. Сверхплановые запасы нужны тогда, когда нет гарантий стабильности поставок топлива. Аналитик по электроэнергетике компании Rye, Man & Gor securities Дмитрий Доронин напомнил, что минувшей зимой в условиях сильных холодов «Газпром» и ряд независимых газовых компаний оказались не способны в полном объеме удовлетворить повышенный спрос электростанций за газ. «Сократить выработку электроэнергии и тепла зимой не позволяют действующие контракты, а также угроза социальных последствий. Поэтому генерирующие компании вынуждены заменять газ более дорогими видами топлива – мазутом и, если позволяет технология, углем. О проблемах с поставками газа заявляли, в частности, ТГК-1 и Мосэнерго, но коснулось оно гораздо большего числа компаний. Именно с этим, вероятно, связан рост запасов резервных видов топлива», – отметил Доронин.
Министры встречают премьера Дмитрия Медведева. Фото Екатерины Штукиной/РИА Новости/AFP |
«Приобретение заранее угля и мазута по низким ценам положительно сказывается на экономических показателях энергокомпаний. Известно, например, что летом этого года стоимость угля вырастет», – заявляют энергетики. Важно, чтобы запасы энергопредприятий не были ниже той нормативной планки, которую устанавливает на 1 октября Минэнерго для надежного прохождения отопительного сезона», – считают они.
На заседании правительства с подачи Новака возник спор о целесообразности выделения регионам бюджетных субсидий в качестве компенсации перерасхода за топливо, дополнительно приобретенное минувшей зимой в период сильных морозов. Глава Минфина Антон Силуанов выступил категорически против того, чтобы федеральный Центр оплачивал капризы природы. Это – полномочия территорий, никогда прежде субсидий на эти цели казна не выделяла, и не надо создавать прецедента, убеждал министр. И убедил как минимум одного человека – вице-премьера Дмитрия Козака, который также считает алогичным, чтобы федеральный бюджет начал платить регионам за «каждый градус».
Медведев в пикировках подчиненных не участвовал. В оценках он старался быть предельно осторожным. Премьер признал, что таких субсидий за мороз регионы никогда не получали. Но если вопрос был поднят, то требуется более детально разобраться в ситуации и, прежде чем дать окончательный ответ – положительный или отрицательный, – надо предварительно посчитать, понять цену вопроса.
Раньше норма по запасам мазута составляла 10 суток. Норма по углю составляла 30 суток, напомнил руководитель технического комитета саморегулируемой организации «Энергостройпроект» Владислав Салов. Это делалось для того, чтобы избежать перебоев с доставкой, поскольку доставка угля осуществляется железнодорожным транспортом и «плечо доставки» было достаточно большим. «Еще в советских строительных нормах, которые в настоящее время находятся на стадии переутверждения, прописаны нормы по проектированию складов для хранения мазута и угля, исходя из этих норм запасов топлива. В Сибири отопительный сезон длится 200–250 дней в году. Получается, что 30-дневный запас угля составляет приблизительно 13% от годовой нормы потребления. Не очень понятно, зачем превышать нормативы по запасам топлива в разы, если вышеупомянутый норматив взят за базу. Где и как хранить такое количество топлива?» – недоумевает Салов.