Антиалкогольная кампания в России принимает все более причудливо-жесткие формы.
Фото ИТАР-ТАСС
Благая цель – отучить россиян от пьянства – в отечественных условиях принимает, как всегда, причудливый характер. Ограничения на продажу крепкого алкоголя было принято в обществе положительно, но остановить местные власти, которые включились в соревнование за право стать самыми первыми в борьбе с извечной проблемой, уже невозможно. Теперь речь идет о том, кто первым окончательно запретит продажу на своей территории всего алкоголя. О том, что изначально планировалось приучить население к культурному потреблению и перейти от водки к вину, – никто уже не вспоминает.
На днях глава Якутии Егор Борисов подписал указ, которым запретил на всей территории республики продавать в розницу любую алкогольную продукцию с 20.00 до 14.00 следующего дня. При этом ограничения будут распространяться на всю алкогольную продукцию, в том числе на вино, шампанское, мартини, а также пиво с содержанием этилового спирта более 5%.
«А с 1 января 2013 года данный запрет будет распространяться на пиво и напитки на основе пива с содержанием этилового спирта 5% объема готовой продукции и менее», – сообщил РИА Новости представитель региональных властей. Замминистра сельского хозяйства Якутии Денис Белозеров сообщил, что в соответствии с законом субъекты России вправе устанавливать ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции. И добавил, что «возможно даже установление и полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции».
При этом якутские власти совсем не пионеры в сфере борьбы за трезвость. В Ульяновской области губернатор Сергей Морозов год назад объявил о введении ограничений в целях борьбы с «алкоголизацией населения». Запрет на торговлю алкоголем крепостью свыше 15% в розницу действует с 20.00 до 8 утра в будни, а в выходные, а также 25 мая, 1 и 12 июня, 1 и 12 сентября – круглосуточно. Подобные ограничения (кроме пива) действуют в Москве. А в Подмосковье собственные запретительные меры ужесточают, и с 16 мая напитков с содержанием этилового спирта более 5% в области можно купить только с 11.00 до 21.00.
Опрошенные «НГ» эксперты находятся в полном недоумении от столь безудержной инициативности чиновников.
Как отмечает управляющий партнер компании Stas marketing partners Андрей Стась, в самих ограничениях ничего плохого нет, и потребление крепкого алкоголя действительно следует ограничивать. «Но при чем тут вино, шампанское и пиво? – недоумевает он. – К победе над пьянством ограничения на их продажу не приведут точно. Это откровенный перегиб и популистское решение. Необходимо контролировать и запрещать продажу алкоголя несовершеннолетним, ужесточать меры за появление в общественных местах в нетрезвом виде и так далее. Но тотальные ограничения лишь стимулируют теневой рынок, не более того».
Учитывая скорость и желание, с которым главы регионов стремятся отчитаться в своей борьбе с алкоголизмом, не исключена возможность введения сухого закона в том или ином субъекте, отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Другое дело, что этот вопрос должен обсуждаться на общественном референдуме, но прописанной процедуры нет, а право вводить любые ограничения у руководства на местах есть. Так что дело за малым, – говорит он. – Если успехами в социальной или экономической сферах похвастать трудно, то борьба с алкоголизмом – очень удобное направление, на котором можно хоть что-то заявить».
Между тем никаких реальных успехов, кроме популистских заявлений, добиться не получается, отмечает эксперт. «Например, ульяновский губернатор с помпой объявил о резком ограничении торговли алкоголем, – напоминает Дробиз. – И что? По нашим данным, никакого реального снижения потребления в регионе не произошло».
Тем временем рвение губернаторов в отношении ограничения продажи вина, пива и других слабоалкогольных напитков срывает решение главной задачи – увести россиян с потребления крепкого алкоголя. При этом целей у властей нет практически никаких, они даже зачастую не затрудняются объяснять, зачем вводятся ограничения. Главное – показать, что ты рьяный борец за здоровый образ жизни. А то, что нормальным потребителям создаются ограничения, задевающие их потребительские права, – дело третье…
«Я сторонник ограничений на продажу крепкого алкоголя, но при чем тут пиво и вино – совершенно непонятно, – отмечает аналитик. – А в качестве резюме скупая статистика: по нашим данным, в 2011 году около 19 миллионов россиян употребляли суррогатный алкоголь, то есть нелегальную водку, самогон, спиртосодержащие жидкости и так далее. Тогда как в 2007 году, до всех благих инициатив, – только 12 миллионов. Такие вот результаты…»
В свою очередь, эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева отмечает, что запретительные меры в большинстве случаев оказываются не слишком эффективной, а то и вовсе неэффективной мерой. «Почему? Во-первых, у нас такой своеобразный контроль, при котором практически всегда можно найти пути и возможности договориться, где и как купить алкоголь в обход запретительных мер, – говорит она. – То есть теневой оборот алкогольной продукции повысится. К тому же почти всегда эта теневая алкогольная продукция очень низкого качества. Следовательно, может вырасти количество отравлений».
С другой стороны, все это не означает, что делать ничего не нужно, поясняет Воробьева. «Алкогольная зависимость – это очень серьезная проблема для нашей страны, – продолжает аналитик. – При этом по объему употребляемого алкоголя Россия далеко не мировой лидер. Проблема в том, что пьем мы в основном не слабоалкогольные напитки, а крепкий алкоголь, к тому же зачастую низкого качества. На мой взгляд, более эффективными были бы меры не запретительного, а профилактического характера. В целом необходимо повышать качество и уровень жизни россиян. Бедность, отсутствие работы или низкооплачиваемая работа часто становятся причиной того, что человек начинает пить».