Глава ЦБ Сергей Игнатьев обещает стране крепкий рубль.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Российские власти готовы пожертвовать конкурентоспособностью экспорта ради сохранения социально-экономической стабильности, низкой инфляции и высокого курса национальной валюты. Центробанк (ЦБ) против ослабления рубля, поскольку это грозит ускорением инфляции, заявил вчера председатель ЦБ Сергей Игнатьев.
На прошедшем вчера в Госдуме «правительственном часе» глава ЦБ Сергей Игнатьев сообщил, что он не считает целесообразной политику по плавному ослаблению рубля. Причина проста – слабый рубль повлечет за собой ускорение инфляции, пояснил Игнатьев. Даже присоединение России ко Всемирной торговой организации, которая поставит ребром вопрос о конкурентоспособности российской индустрии, не изменит курсовую политику ЦБ. Игнатьев напомнил, что перед финансовыми властями страны и перед правительством стоит задача постепенного снижения инфляции в этом году до 5–6%, в 2013 году – до 4,5–5,5%, затем – до 3% и ниже.
Согласно предварительной оценке ЦБ, чистый отток капитала из РФ по итогам января–апреля 2012 года составил 42 млрд. долл. Отток капитала из РФ идет, по словам Игнатьева, по нескольким каналам. Во-первых, это рост чистых иностранных активов российских банков. Во-вторых, отток капитала связан с выводом средств с российского фондового рынка иностранными инвесторами. «Понятно, по каким причинам. В Европе кризис суверенных долгов, общая напряженность на финансовых рынках не только в Европе, но и на других рынках. Поэтому иностранные инвесторы стараются себя обезопасить, на всякий случай уходят с так называемых развивающихся рынков в так называемые тихие гавани», – пояснил Игнатьев. По его словам, не только Россия сталкивается с таким поведением инвесторов, но и Бразилия, Индия, страны Восточной Европы. В-третьих, на статистике оттока сказался также рост прямых иностранных инвестиций российских компаний реального сектора. «То есть российские компании приобретают иностранные активы», – добавил глава ЦБ. В качестве примера можно назвать возросший интерес российских физических и юридических лиц к зарубежной недвижимости. К основным причинам оттока капитала Игнатьев причислил обострение еврокризиса и «неопределенность, связанную с парламентскими и президентскими выборами в России».
Не обошел Центробанк вниманием и ухудшающееся на глазах положение Европы. По словам Игнатьева, сейчас ситуацию с долговым кризисом в Европе ЦБ оценивает «немного хуже, чем было полгода назад». Однако он тут же добавил, что российские коммерческие банки и ЦБ сейчас чувствуют себя более уверенно и к возможному в будущем мировому кризису готовы лучше, чем в 2008 году.
Банкиры напомнили, что Центробанк традиционно отвечает за инфляцию, а не за судьбу российских предпринимателей, которые являются головной болью прежде всего правительства. И поэтому он делает все необходимое, чтобы уложиться в заданные пределы роста потребительских цен на ближайшие несколько лет. «И с этой точки зрения политика слабого рубля для Центробанка неприемлема в настоящий момент», – говорит аналитик ВТБ24 Станислав Клещев. «Основным приоритетом для регулятора является удержание инфляции на запланированном уровне, а снижение курса рубля вполне может ускорить ее рост. Ожидаемые с июля изменения тарифов естественных монополий и без того усилят давление на уровень инфляции», – замечает директор департамента Казначейства Росгосстрах Банка Дмитрий Емелин.
Вреден курс на слабый рубль и с политической точки зрения. «Ведь он, как правило, приводит к росту социальной напряженности в стране. Растет инфляция, что приводит к обеднению значительной части населения. На стыке двух президентств власти не захотят провоцировать инфляцию», – предполагают многие банкиры.
Сторонники слабого рубля приводят пример успеха китайской экономики, которая сохраняет конкурентные преимущества во многом благодаря дешевому юаню. Однако некоторые эксперты считают, что пример Китая годится далеко не для всех стран. «В Китае работает множество промышленных предприятий, которые выпускают востребованную во всем мире продукцию. В России ситуация совершенно другая – экспорт готовой продукции развит слабо, в основном российская экономика экспортирует сырьевые ресурсы», – отмечает замдиректора инвестиционно-торгового департамента Абсолют Банка Андрей Зайцев. По его словам, в ЦБ скорее всего убедились, что ослабление рубля не будет столь эффективным стимулом для экономического роста, как рассчитывают сторонники слабой национальной валюты.
Кроме предпочтений ЦБ на курс рубля влияет и отток капитала из страны. Как сообщил накануне замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, из-за более интенсивного оттока капитала, чем ожидалось, курс рубля «существенно ниже», чем мог бы быть. По словам Клепача, если бы все определялось только ценами на нефть, то рубль бы стоил не 29 или 30 руб. за доллар, а 27–28 руб.
Вчера же председатель ЦБ подтвердил, что отток капитала из страны продолжается и за 4 месяца из России утекло уже 42 млрд. долл. Между тем, по прогнозам чиновников, вывод капиталов из страны должен вот-вот прекратиться. Однако с этим согласны далеко не все. Так, зампредправления СДМ-банка Вячеслав Андрюшкин считает, что на фоне европейской нестабильности предпосылок для притока капитала по итогам года не так уж и много. Скорее всего капитал будет в течение года «бежать» теми же темпами, что и сейчас.
Иные прогнозы озвучил Станислав Клещев: «Согласно нашим ожиданиям, уже в ближайшие месяцы отток может прекратиться, а во второй половине 2012 года начнется приток». «Отток капитала – процесс непрерывный. Деньги приходят в Россию и уходят из нее постоянно. Но периодически мы отмечаем увеличение объемов оттока, что отражает рост неприятия рисков со стороны инвесторов. На данный момент именно такая ситуация и наблюдается, это связано с событиями в еврозоне и, конкретно, с положением Греции, которая оказалась на пороге выхода из зоны евро и отказа от единой валюты», – резюмирует Андрей Зайцев.