Чиновники обещают оперативно вернуть граждан на родину в случае банкротства туроператоров.
Фото Василисы Деюн
Уже к 2013 году должен заработать специальный фонд для экстренного возвращения на родину российских туристов в случае банкротства туроператоров, пообещал вчера руководитель Ростуризма. Одновременно с созданием эвакуационного фонда власти планируют увеличить размер так называемых финансовых гарантий, которые турфирмы оплачивают с 2006 года. Законопроект об увеличении сборов с туроператоров Госдума может рассмотреть во втором чтении уже на следующей неделе. Возросшие издержки от «двойного туристического налога» компании скорее всего переложат на конечного потребителя.
Российским туристам, судя по всему, придется в скором времени профинансировать еще одну меру, которая призвана защитить их интересы. Ведь туроператоры должны будут отчислять свои средства не только на формирование фингарантий, но и в компенсационный фонд. И что бы ни говорили сами туроператоры, конечно, они заложат свои возросшие издержки хотя бы частично в стоимость путевок. На следующей неделе Госдума рассмотрит во втором чтении поправки в закон о туристической деятельности, направленные на повышение защиты прав и интересов российских туристов. Среди законодательных новаций – повышение размера финансовых гарантий (до 12% от оборота) и создание компенсационного фонда, который позволит экстренно вывозить туристов и оплачивать гостиничные услуги в случае банкротства туроператоров.
До последнего времени на случай форс-мажоров в стране был задействован лишь институт финансовых гарантий туроператоров. Предельная сумма гарантий для одной компании пока что составляет 100 млн. руб. Однако, как показал случай с «Ланта тур вояж», этих гарантий часто не хватает для спасения всех клиентов крупных обанкротившихся компаний.
Вчера глава Ростуризма Александр Радьков объявил, что поправки эффективно защитят туристов в случае проблем у их туроператоров. Ростуризм предполагает, что компенсационный фонд должен быть сформирован уже к 2013 году. Однако механизмы работы такого фонда пока не прописаны. Их еще предстоит продумать и определить отдельными правительственными актами. «Здесь важно вдумчиво подойти к вопросу: кому, в каких случаях и сколько нужно платить?» – уточнил Радьков.
Ранее Ассоциация туроператоров России указывала на необходимость не только привязать размер фингарантий для крупных компаний к обороту, но и создать в стране саморегулируемые организации. Законодатели же решили не учитывать абсолютно все пожелания отраслевых ассоциаций.
Независимых экспертов встревожила та неопределенность, которая сохраняется вокруг эвакуационного фонда. Единственный вопрос, на который есть ответ, – «кто будет вносить деньги в фонд?». «Предполагается, что взносы в фонд будут делать сами туроператоры. То есть фактически это будет дополнительный налог на бизнес. Правда, размеры для него предусмотрены небольшие – всего 0,1% от оборота. Во всем остальном пока полная неопределенность: как будет контролироваться фонд, насколько часто его нужно будет пополнять, каким образом будут осуществляться выплаты из этого фонда. Пока данный законопроект вызывает отторжение у большинства туркомпаний. Главный вопрос – почему за банкротство одного туроператора должны платить все компании, внесшие деньги в этот фонд», – комментирует гендиректор «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова.
Наличие компенсационного фонда отнюдь не гарантирует оперативного поступления денег на счета гостиниц или авиакомпаний, считает Касьянова. А ведь именно эта оперативность крайне важна в случае форс-мажоров. «Чтобы средства поступали оперативно, нужно разработать максимально понятный и прозрачный механизм работы фонда», – говорит Касьянова. По оценкам эксперта, если исходить из того, что в РФ банкротится по одной-две компании в год, а количество пострадавших составляет несколько тысяч человек, то компенсационный фонд должен аккумулировать в себе порядка 200–300 млн. руб.
Руководитель корпоративной практики «Леонтьев и партнеры» Мария Волкова, в свою очередь, описала потенциально возможный механизм действия фонда. Самое вероятное – это оформление письменных гарантий, реализуемых в дальнейшем за счет средств компенсационного фонда, для представителей авиакомпаний и отелей. «Выплаты должны осуществляться после проверки достоверности представленных встречающей стороной требований. Целесообразно за счет средств фонда компенсировать фактические расходы отелей и авиакомпаний, при этом оставив обязательства по выплатам штрафных санкций за туроператором», – поясняет Волкова.
Директор департамента ОАО «АльфаСтрахование» Зинаида Кузьмина считает, что фонд должен создаваться с частичным участием государства, по аналогии с Агентством по страхованию вкладов, с привлечением страховщиков. И, естественно, туроператор должен гарантировать своими собственными средствами ответственность перед туристами.
Казалось бы, отчисления в фонд в размере 0,1% от оборота нельзя назвать непосильным бременем для туротрасли. Однако в любом случае это будут для туроператоров дополнительные издержки, которые приплюсуются к отчислениям на фингарантии. И конечно, туроператоры будут искать способы хотя бы частично перераспределить свои издержки на клиентов.