Олег Шеин готов отказаться от голодовки, если Чуров признает наличие нарушений.
Фото Alexander Nemenov/AFP
Вчера бывший кандидат на пост мэра Астрахани от «Справедливой России» Олег Шеин сообщил, что протестную голодовку не прекратит. До этого он в компании главы Центризбиркома Владимира Чурова, лидера «Справедливой России» Сергея Миронова и депутата Госдумы от «Единой России» Вячеслава Лысакова в течение ночи просматривал видеозаписи избирательной кампании в Астрахани. Участники просмотра разошлись во мнениях относительно содержания роликов.
Отсмотрено было 42 записи, после чего Олег Шеин уехал в Астрахань, сообщив напоследок «НГ», что голодовку прекращать пока не собирается. Наиболее одиозные нарушения, замеченные Шеиным во время демонстрации видеозаписей в ЦИКе – «отказ от подсчета голосов членами комиссий»: «Комиссия окружает стол, не демонстрирует наблюдателям бюллетени, не оглашает результаты подсчета». Шеин уверяет, что такого рода нарушения зафиксированы на 22 участках из 42, фигурировавших в ночном показе: «По закону следует проверить, чтобы в пачке кандидата не оказалось бюллетеней в пользу его соперника. За этим следят наблюдатели. Но чтобы отследить нарушение, надо перекладывать бюллетени. Члены комиссий этого не делали».
Шеин уверен, что эти процедурные нарушения и являются признаками фальсификации итогов голосования. С ним категорически не согласен другой участник просмотра – депутат-единоросс Вячеслав Лысаков, на которого записи не произвели «никакого особого впечатления»: «Ролики как ролики. Олег Шеин обещал «потрясающие» результаты их обнародования. Говорил о полицейской дубинке, лежащей поверх пачки бюллетеней. Но в комнате просто был сквозняк, и дубинку положили на стол, просто чтобы бумаги не разлетелись». Из 42 просмотренных видеофайлов, сообщил «НГ» Лысаков, только один содержит более или менее серьезное нарушение – там видно, как наблюдателя удаляют с участка: «Причем это было сделано мирно, спокойно. Никаких стычек. Я думаю, если бы кого-то из сторонников Шеина избили, это было бы заснято со всех точек – сверху, снизу, сбоку...» Зафиксированные камерой нарушения, сообщил «НГ» Лысаков, носят процедурный характер: «В некоторых эпизодах, – поясняет депутат, – заметно пренебрежение ведомственными инструкциями, которое никак не тянет на изображение «кровавого режима», «массовых фальсификаций» и жестокого обращения с наблюдателями». Лысаков считает голодовку Шеина политическим шантажом: «Суд будет просматривать ролики в течение нескольких месяцев, и зачем нужно ставить перед обществом вопрос об отмене итогов выборов до вынесения вердикта?» Единоросс уверен, что нарушений будет обнаружено в роликах не больше 2–3%: «Еще несколько процентов можно списать на административный ресурс, но чтобы добиться двукратного преимущества одному из кандидатов, этого мало».
Сергей Миронов заявил, что из 42 участков на 20 он лично отметил грубейшие нарушения законодательства, которые не позволяют установить реальное волеизъявление граждан. Миронов уверен, что иск Шеина имеет судебную перспективу. Владимир Чуров пока не комментирует итоги просмотра.
История с голодовкой экс-кандидата в мэры Астрахани имеет несколько аспектов. И соответственно вариантов решения проблемы.
Аспект первый: партийно-оппозиционный. Понятно, что «Справедливая Россия» постаралась максимально использовать ситуацию в целях укрепления имиджа. Десантирование в Астрахань партийного руководства, вчерашняя пресс-конференция Сергея Миронова – все это сопровождалось резкой критикой в адрес власти. Заметим, однако, что при этом ни Миронов, ни Левичев не вступали в конфронтацию лично с премьером Владимиром Путиным даже после весьма скептических замечаний последнего в адрес протестующих во время отчетного доклада в Госдуме. Эсэры лишь апеллируют к избранному президенту, сетуя на несовершенство российского суда. Пиар-кампания эсэров выглядит беспроигрышной: в случае отказа российского суда пересмотреть результаты волеизъявления они будут обращаться в Страсбург, время от времени поднимая астраханскую тему. Однако есть и немалая опасность для партии – в том, что ролики доступны всем желающим и любой россиянин может проверить: а был ли мальчик? И если массовых фальсификаций не обнаружится, партия понесет новые имиджевые потери.
Аспект второй: невнятная позиция властей. Похоже, нарушения действительно были. И если бы Чуров не тянул с их признанием, а первым наказал авторов «процедурных» проколов, то сегодня он мог бы и не молчать, а предъявить протестующим свой список провинившихся и наказанных. И переадресовать всех интересующихся голодовкой Шеина на соответствующий сайт в Интернете. Где собраны все записи с участков. С подробными указаниями – где искать эти нарушения. Граждане имеют слишком много оснований не доверять власти, в частности судебной, чтобы усомниться в непоколебимости позиции главы Центризбиркома. Здесь не молчать надо, а день и ночь предъявлять обществу доказательства своей правоты. Тогда и запираться на ночь в собственной конторе с нежеланными гостями не придется. Но Чуров – молчит!
Аспект третий: гражданско-политический.
История с голодовкой поучительна и для радикальной оппозиции. Думается, пассивность местного населения в Астрахани, так удивившая столичных несистемщиков, свидетельствует о проблематичности повторения в начале мая успеха декабрьских акций на Болотной площади и проспекте Сахарова. Очевидно, люди не готовы следовать за лидерами радикальной оппозиции, если они не убеждены в правильности их лозунгов.