Российские предприниматели уже давно ищут общий язык с налоговиками.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Бизнесмены настаивают на проведении в России налогового маневра, суть которого в снижении нагрузки на обрабатывающий и инновационный сектора экономики и в кардинальном сокращении ставки страховых взносов. Слова президента Дмитрия Медведева о том, что для этого в стране нет резервов, не соответствуют действительности, сообщили вчера бизнесмены. «Деловая Россия» нашла такие резервы в налогах на природную ренту и потребление, в приватизации госимущества. Основную надежду на проведение маневра бизнесмены возлагают на избранного президента Владимира Путина. Но налоговая политика – компетенция не столько президента, сколько правительства. А оно, судя по всему, маневр в будущем может не поддержать.
Вчера «Деловая Россия» провела так называемую стратегическую сессию, посвященную выработке совместно с представителями власти конкретных шагов по реализации налогового маневра. Однако депутаты и министерские чиновники довольно вяло отреагировали на сессию. Что не удивительно на фоне сделанного днем ранее президентом Дмитрием Медведевым заявления на встрече с открытым правительством. «Особых ресурсов для уменьшения уровня страховых взносов нет, – сказал он. – Поживем – увидим, пока договорились зафиксировать на том уровне, который есть».
Тем самым будущий, как ожидается, председатель правительства встал на сторону Минфина. Министр финансов Антон Силуанов, напомним, понял идею налогового маневра не как стимулирование обрабатывающего и инновационного секторов экономики за счет снижения налоговой нагрузки на них, а как простой отказ от дальнейшего повышения ставки страховых взносов. Минфин решил сохранить ставку на сегодняшнем уровне в 30% и преподнес это решение как серьезную уступку бизнесу.
«Деловая Россия» с Медведевым и уж тем более с Минфином не согласилась. Резервы есть, но, чтобы их высвободить, надо совершить в экономике и налоговой политике настоящую революцию, считают бизнесмены. Под революцией понимается «концепция 15–15–15»: снижение НДС, налога на прибыль и страховых взносов до 15%. Выпадающие доходы должны при этом компенсироваться за счет повышения налога на потребление и природную ренту (см. «НГ» от 10.04.12 и 20.01.12).
Эволюционный путь развития уже не поможет. Доверие инвесторов подорвано, и, чтобы его снова заслужить, власть должна пойти на кардинальные меры – указывают бизнесмены. В 2011 году была повышена ставка страховых взносов с 26 до 34%. Как сообщил вице-президент «Деловой России» Александр Осипов, сегодня уже достигнут консенсус в оценках последствий этой меры. Мера оказалась губительной. Реальные доходы населения в 2011 году показали рекордно низкие темпы роста – менее 0,8%. По оценке Минэкономразвития, Россия потеряла не менее 0,5% роста ВВП, а по оценке Института Гайдара – 0,7%. Барометр «Деловой России» – опрос участников рынка – выявил, что около 41% предпринимателей стали использовать серые схемы выплаты заработной платы. Примерно те же цифры содержатся и в отчетах Всемирного банка – 43% российской экономики оказалось в тени. Для сравнения: еще в 2010 году в тени, по опросам, находились лишь 9% предпринимателей. «В 2002–2003 годах российский бизнес взял курс на обеление, однако сегодня по естественным психологическим причинам, из-за возросшего ощущения незащищенности эта тенденция сошла на нет», – отметил Осипов. Именно высокий уровень налогообложения стал с 2011 года ключевым фактором ограничения роста промышленного производства. Произошедшее в 2012 году снижение ставки до 30% эту тенденцию не переломило.
Если налоговый маневр в России будет проведен, то из опроса следует, что более 55% предпринимателей увеличат свою прибыль, 55% реинвестируют прибыль, вложат средства в развитие, 55% выведут из тени заработную плату, 54% повысят зарплату работникам, 50% снизят отпускные цены на свою продукцию, около 30% увеличат объемы выпускаемой продукции и т.д. Российская экономика от маневра вовсе не потеряет, как считает Минфин, а приобретет, указывают бизнесмены. Она получит эффективный бизнес, вышедший из тени, расширенную налогооблагаемую базу, инвестиции в развитие, модернизированные рабочие места, ожившую индустрию, растущие доходы населения, которые тут же простимулируют внутренний спрос и производство. Реализация налогового маневра ускорит к 2013 году рост ВВП и промпроизводства примерно на 2%, рост инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли и реальных доходов населения – более чем на 3%.
Согласно расчетам «Деловой России», снижение НДС обойдется бюджету в 570 млрд. руб., снижение налога на прибыль – в 600 млрд. руб., снижение ставки страховых взносов – в 1,61 трлн. руб. В сумме – это около 2,8 трлн. руб.
Однако положительный экономический эффект от налогового маневра в итоге вернет в бюджет около 1,13 трлн. руб. Оставшиеся выпадающие бюджетные доходы можно покрыть за счет перераспределения налоговой нагрузки на сырьевые отрасли и на потребление некоторых видов товаров. «Деловая Россия» уверена, что повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) даст бюджету дополнительный доход в 1,56 трлн. руб., увеличение акцизов на крепкий алкоголь, пиво и табак – около 900 млрд. руб. Также можно нарастить дивидендные доходы от имущества госкомпаний: по самым скромным оценкам, это даст бюджету дополнительные доходы в размере 360 млрд. руб. В совокупности налоги на природную ренту и потребление дают бюджету около 3 трлн. руб. В Экономической экспертной группе и Институте Гайдара государственная собственность оценивается в 28 трлн. руб., и, как считают бизнесмены, ее активная приватизация – еще один источник пополнения бюджета.
Председатель «Деловой России» Борис Титов рассказал также о необходимости реформировать пенсионную систему. По его словам, в стране надо создать специальный Фонд старших поколений, который будет формироваться не за счет отчислений с зарплаты, а за счет средств Фонда национального благосостояния и доходов от повышенных налогов на ренту и потребление. Из этого фонда будет выплачиваться пенсия гражданам старше 1967 года рождения по солидарному принципу. «Экспертные расчеты оценивают потенциал такого фонда в 3 триллиона рублей, что позволяет покрыть пенсионный дефицит», – говорится в резолюции «Деловой России». Для граждан 1967 года рождения и младше следует оставить действующую систему, при которой есть базовая часть пенсии, выплачиваемая государством, и накопительная.
Реализация налогового маневра – вопрос далеко не решенный. Бизнесмены, по словам Титова, ведут активные переговоры с Минэкономразвития, Федеральной налоговой службой и пытаются также контактировать с Минфином. Между тем основную надежду они возлагают на избранного президента Владимира Путина, обходя вниманием фигуру Дмитрия Медведева. Но ведь именно от главы правительства, который либо займет позицию консервативно настроенного Минфина, либо проигнорирует ее, будет зависеть вектор налоговой политики. Президент в данном случае может уже и не повлиять на окончательные решения.
Кроме того, не все в налоговом маневре так гладко, как кажется. Об этом заявил вчера зампредседателя комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Вячеслав Новиков. В качестве примера он привел НДПИ. Как показывает практика, энергетические госкомпании ужесточению налогового бремени тут же противопоставляют рост тарифов на услуги для населения и предприятий, что приводит к ускорению инфляции, сокращению доходов, затуханию спроса и производства. Другими словами, налоговый маневр содержит в себе скрытые угрозы, которые на начальном этапе не очевидны, но которые стоило бы тоже учесть.