Премьер-министр Владимир Путин рассказывает депутатам об успехах правительства в 2011 году.
Фото ИТАР-ТАСС
Выступление Владимира Путина, в котором он говорил об экономических достижениях и перспективах его третьего президентского срока, вызвало скептическое отношение и даже впечатление дежавю. Ключевые экономические проблемы страны премьер формулировал почти в тех же выражениях, что и четыре года назад. Показательны фрагменты доклада Путина, где он ставит задачу сократить барьеры для начала инвестиционных проектов или обещает бесплатно предоставлять участки с инфраструктурой для строительства. Но точно такие же задачи ставились властями в 2008–2009 годах, а особого прогресса достигнуто не было. В связи с этим возникает вопрос о перспективах реального воплощения «дорожной карты» предвыборных инициатив, которую Путин пообещал объявить в своем первом президентском указе.
Выступая вчера перед депутатами Госдумы с отчетом о проделанной работе, Путин подчеркнул, что «нужно сосредоточиться на вопросах, которые имеют стратегическое, принципиальное значение и связаны с нашими историческими перспективами как нации». И при этом обозначил пять приоритетов. «Первый – демографическая состоятельность российского государства, – заявил он. – Сегодня для России – каждый человек на счету. Мы должны понимать, что столкнемся с серьезным вызовом – с демографическим эхом 90-х годов, когда страна переживала самый жесткий спад рождаемости». Главное достижение на этом направлении, по его словам, стабилизация и рост численности населения России, которая, по итогам 2011 года, превысила 143 млн. человек.
«Россия – самая большая страна в мире по территории, – продолжил глава правительства, говоря о втором приоритетном направлении. – Наши пространства мы должны не только сохранить, оградить от внешних угроз, но и обустроить, сформировать современную среду для жизни человека, для работы во всех регионах страны». Но особое внимание должно уделяться развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока.
«Третий наш приоритет – новые, качественные рабочие места», – заявил премьер. По его словам, «миллионы людей сегодня заняты на устаревших, неэффективных рабочих местах с низкой зарплатой и отсутствием перспектив». «Мы должны дать им другую работу – интересную, хорошо оплачиваемую, а значит, способную обеспечить высокие стандарты жизни, достойный заработок и возможность содержать большую семью», – уверен он. В итоге «средняя реальная заработная плата в России к 2020 году должна увеличиться не менее чем в 1,6–1,7 раза».
«Четвертая базовая задача – построение новой экономики, устойчивой, способной демонстрировать качественный рост в условиях жесткой конъюнктуры, – продолжил премьер. – Мир вступил в эпоху турбулентности. Кроме того, идет новая волна технологических изменений, меняется конфигурация глобальных рынков».
«Отсюда наш пятый приоритет – укрепление позиций России в мире, прежде всего через новую интеграцию на евразийском пространстве, – заключил Путин. – Создание Таможенного союза и Единого экономического пространства является важнейшим геополитическим и интеграционным событием на постсоветском пространстве со времен распада СССР. Наш следующий шаг – запуск с 2015 года проекта Евразийского экономического союза. Рассчитываем, что к России, Белоруссии и Казахстану присоединятся и другие партнеры, заинтересованные в более продвинутом сотрудничестве».
У опрошенных «НГ» экспертов выступление Путина вызвало скорее скепсис относительно ближайших и среднесрочных экономических перспектив. Показательна ситуация с барьерами для начала инвестиционных проектов и земельными проблемами в жилищном строительстве. «Есть такое рейтинговое агентство Doing Business, хорошее такое, стабильное, ничем себя не запятнавшее. Так вот, по его оценкам, Россия находится на 178-м месте в мире по условиям ведения бизнеса в строительстве», – заявил вчера премьер. Здесь можно заметить неточность формулировок. Никакого «хорошего» и «стабильного» рейтингового агентства Doing Business, да еще с незапятнанной репутацией на свете не существует. Doing Business – это название ежегодного отчета Всемирного банка об условиях ведения бизнеса в разных странах. Тем не менее, по сути, премьер прав. Начать строительство любого объекта в России очень непросто. Это стоит большого труда, времени и денег. И наша страна действительно находится на одном из последних мест в мире по высоте бюрократических барьеров при строительстве. Но ведь такие же последние места занимала Россия в этом рейтинге и три-четыре года назад. Причем власти обещали решительно исправить ситуацию. «Поручаю правительству в двухмесячный срок подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. Результатом этой работы должно стать кратное сокращение сроков начала их реализации. Если это сделать, то по объектам, которые не относятся к категории так называемых опасных, этот срок должен быть просто три-четыре месяца», – говорил в 2009 году президент Дмитрий Медведев.
С тех пор сроки получения разрешений на строительство слегка сократились. Но ни о каких трех-четырех месяцах, как в странах ОЭСР, нет и речи. Согласования по-прежнему затягиваются на 14 месяцев. Но если за прошедшие годы Россия так и осталась в самом хвосте списка неудобных для инвестиций стран, то что может измениться в ближайшие шесть лет?
Почти также выглядят вчерашние обещания Путина «бесплатно делать проектную документацию, предоставлять землю, готовить инфраструктуру для жилищных кооперативов» – чем и должен заняться Фонд развития жилищного строительства. Создание этого фонда инициировал Дмитрий Медведев еще в 2008 году. Однако ежегодные объемы ввода жилья на землях этого фонда все еще практически незаметны в статистике жилищного строительства.
Руководитель аналитического департамента компании ФБК Игорь Николаев испытывает весьма противоречивое впечатление от доклада, поскольку в нем «не сообщается вся правда». «Говорят, что в России начала расти численность населения, но не говорится о продолжающейся естественной убыли. Ведь прирост обеспечивается за счет мигрантов!» – восклицает он. «В период с 2001 по 2010 год Россия от экспорта нефти и газа получила гигантскую сумму в 1,6 триллиона долларов. Такими деньгами можно было залить любой кризис. Но сейчас ситуация может измениться. Сегодня цена нефти превышает 120 долларов за баррель, а дефицит бюджета составляет около 120 миллиардов рублей. Что будет завтра, если цена на нефть резко упадет?» – рассуждает аналитик. «Вероятность того, что президент Путин станет проводить реформы, крайне низкая. Скорее ему придется изыскивать средства для выполнения уже взятых на себя популистских обязательств», – предполагает Николаев.
По мнению научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина, наиболее вероятным станет продолжение нынешней политики с небольшими изменениями. Вероятность такого сценария Ясин оценивает в 60%. «Более разумный, но менее допустимый сценарий – запланированные в оборонке расходы растянуть на более долгий срок, – отмечает он. – Сэкономленные средства в этом случае можно было бы направить на решение проблем в социальной сфере».
Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев поясняет, что контуры будущей политики Путин обозначил еще до выборов. И по сравнению с текстами предвыборных статей премьер ничего нового не сказал. «Многие вещи, о которых говорил премьер, стране жизненно необходимы. К примеру, улучшение инвестиционного климата или создание современных рабочих мест. Однако все предыдущие годы инвестиционный климат в России только ухудшался. И не совсем понятно, из-за чего вдруг он теперь начнет улучшаться, да еще так, что Россия со 120 места поднимется на 20-е за шесть лет, – недоумевает эксперт. – Создание новых современных рабочих мест нам, конечно, нужно, но откуда взялась цифра в 25 миллионов, кто их будет создавать, если налоговая нагрузка на бизнес растет? Да и нужно ли 25 миллионов новых рабочих мест? Население России, судя даже по официальной статистике, не растет такими темпами, а без учета мигрантов из бывших союзных республик даже сокращается. Кто на этих новых местах будет работать?»
Сравнение условий ведения бизнеса в России и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) | |||
Россия | Россия | В странах ОЭСР | |
в 2008 году | в 2012 году | в 2012 году | |
Сложность подключения электроэнергии | |||
Дней для получения разрешения | 281 | 281 | 103 |
Стоимость подключения* | 3966 | 1852 | 93 |
Сложность оформления импорта | |||
К-во необходимых документов для ввоза | 11 | 10 | 5 |
Дней для получения разрешения на импорт | 36 | 36 | 11 |
Плата за ввоз одного контейнера, долл. | 1750 | 1800 | 1085 |
Барьеры для начала строительства | |||
К-во процедур согласований при строительстве | 61 | 51 | 14 |
Дней для получения разрешения на начало строительства | 632 | 423 | 152 |
* в процентах годового душевого дохода Источник: ежегодные отчеты Всемирного банка Doing Business |