Бюджетные расходы – камень преткновения для российских министров.
Фото РИА Новости
Минфин и Минэкономразвития (МЭР) приготовили для оживления российской экономики крайне противоречивые рецепты. Ведомство Эльвиры Набиуллиной советует снизить налоги и одновременно увеличить расходы на здравоохранение и образование. В Минфине же, напротив, требуют сокращения социальных расходов, которые в ведомстве считают неэффективными. Кардинальные различия в предложениях ведомств обнаружились вчера на Международной конференции по проблемам развития экономики и общества, которую организовала Высшая школа экономики (ВШЭ).
Доминирование топливно-энергетических отраслей, неконкурентоспособных институтов и сохранение проблемного предпринимательского климата могут очень скоро снизить темпы роста ВВП РФ до 2–3% в год, заявила глава МЭР Эльвира Набиуллина. Более того, привязанность экономики к сырьевому экспорту и нестабильным ценам на энергоресурсы чревата постоянными девальвациями национальной валюты. Поэтому России надо более активно заняться формированием инновационной, предпринимательско-ориентированной модели экономики, которая делает акцент на несырьевом экспорте. «Чтобы новая модель полностью заработала, потребуется не менее пяти лет, и макроэкономический эффект перехода к такой модели проявится на рубеже 2018–2020 годов», – отмечает министр.
«Необходимо совершить бюджетный маневр, увеличить долю расходов бюджета на здравоохранение, образование, развитие инноваций и науки, инфраструктуру и приоритетное внимание давать тем расходам, которые влияют на качество человеческого капитала и развитие», – цитирует слова Набиуллиной агентство Прайм. Также в этом процессе должен принять активное участие и частный сектор. В итоге расходы на образование, по словам министра, должны быть повышены с 5% ВВП до 7% ВВП, а на здравоохранение – до 7,3% ВВП к 2030 году.
Доля несырьевого экспорта должна вырасти в 2,5 раза до 2020 года (с 18% до 30%) и в 7,5 раза до 2030 года. «Только в этом случае мы сможем сохранить неотрицательное сальдо по текущим операциям, которое сейчас достигает 100 миллиардов долларов», – добавила Набиуллина. В противном случае Россия не сможет прекратить «порочный цикл периодических девальваций рубля, который будет временно сбивать рост импорта – как потребительского, так и инвестиционного», и уже в 2014 году не исключена очередная девальвация рубля.
Также МЭР призывает снизить с 2014 года ставку страховых взносов до 28% для зарплат, которые не превышают 512 тыс. руб. в год, и до 5% – для зарплат выше 512 тыс. руб. в год. На данный момент ставка составляет 30% и 10% соответственно. Выпадающие доходы предполагается компенсировать за счет налогов на роскошь и имущество. Наконец, еще одно предложение министерства – начать вкладывать средства Фонда национального благосостояния в стратегические проекты – как внутрироссийские, так и зарубежные. За рубежом нужно выбирать проекты, которые принесут России необходимые технологические компетенции.
Однако совершенно иного мнения придерживается Минфин. «В программных статьях Владимира Путина, опубликованных в предвыборный период, объем дополнительных расходов, которые в ближайшее время могут возникнуть, составит порядка 1,5% ВВП. Маневр, на наш взгляд, должен заключаться в том, чтобы эти 1,5% изыскать внутри бюджета», – сказал вчера министр финансов Антон Силуанов. Нужно перераспределить расходы с одних сфер на другие. И начать следует с «перенагруженного бюджетного сектора». Как уточнил Силуанов, здесь имеются в виду не всегда эффективные расходы в здравоохранении, образовании, а также некоторые социальные расходы. Структурные реформы в этих сферах позволят высвободить средства для финансирования предвыборных обещаний Владимира Путина.
Для спасения российской экономики необходимо как повышать, так и сокращать социальные расходы – таков вывод первого дня конференции. Независимые эксперты считают, что в этом противоречии на самом деле нет ничего удивительного. «Наблюдается классический конфликт интересов: Минфин заинтересован в выполнении бюджета на следующий год, в то время как МЭР – в долгосрочном развитии российской экономики, для обеспечения которого необходимо инвестировать в инфраструктуру. Обе цели крайне важны и необходимы, именно поэтому многие страны привлекают средства для долгосрочных инфраструктурных изменений за счет госдолга или инвесторов», – поясняет замдиректора стратегического и организационного департамента Абсолют Банка Равиль Нигматов. В то же время предложение Набиуллиной вкладывать средства резервных фондов в стратегические зарубежные проекты эксперты восприняли со скепсисом. «Возможно, это правильное предложение с точки зрения повышения доходности, но опасное с точки зрения сохранности. Ведь в конечном итоге возможность возврата зависит от экономической успешности проекта или, например, готовности иных лиц выкупить долю фонда в таком проекте. Имеются и очевидные политические препятствия», – говорит председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис.
Идею снизить ставку страховых взносов всего лишь на 2% эксперты назвали, конечно, позитивной мерой, но скорее символической, чем прорывной. «Определенно любое снижение страховых взносов положительно отразится на бизнесе. Хотя представители деловых кругов, особенно несырьевого сектора, настаивают на гораздо более значительном снижении ставки, – отмечает аналитик Allianz РОСНО Управление Активами Ариэл Черный. – В правительстве, похоже, зреет консенсус по поводу того, что повышением ставок социальных взносов проблему дефицита Пенсионного фонда преодолеть не удастся, зато их снижение благотворно скажется на экономике. Так что шансы на некоторое снижение ставок достаточно высоки». Правда, сразу же возникнет вопрос о том, как компенсировать выпадающие доходы, и, конечно, снова разгорятся споры о новых видах налогообложения.
Если учесть, что курс рубля во многом определяется стоимостью нефти, то, по мнению экспертов, девальвация в течение ближайших лет действительно не исключена. «Возможность девальвации рубля – почти в чистом виде вопрос мировых цен на нефть. Никакие стратегии инновационного развития на горизонте одного-двух лет эту зависимость для российской экономики не отменят, и есть очень большие сомнения в том, что способны ее отменить вообще, – говорит аналитик ВТБ24 Мансур Сюняев. – Кризис 2008 года показал, что накопленные при высоких ценах стабилизационные фонды способны радикально смягчить внешнеэкономические шоки. Рачительное обращение со стабилизационными фондами – залог готовности к таким шокам и в будущем». По оценке аналитика «ТКБ Капитал» Сергея Карыхалина, девальвация может составить 5–6 руб. Хотя руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев замечает, что в среднесрочной перспективе значительная девальвация рубля маловероятна, «так как предпосылок для существенного ухудшения внешнеторговой конъюнктуры и резкого усилия оттока капитала (повторения опыта конца 2008 – начала 2009 года) пока нет».