С наличностью в России обещают бороться стратегически.
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Бесконтрольная наличность – легкий способ ухода от налогов и очень удобный инструмент для взяток. Поэтому часть чиновников уверена, что ликвидация наличного оборота позволит победить налоговых уклонистов и ограничить коррупцию. Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания о стимулировании безналичного денежного оборота. Депутаты рекомендовали правительству начать ликвидацию наличности с бюджетников и перевести все расчеты с ними на пластиковые карты.
В качестве целевого показателя предлагаемой стратегии предусматривается снижение доли наличных денежных средств в обороте, повышение эффективности платежной системы и так далее. Использование бюджетными организациями банковских счетов (карт) при выплате зарплаты должно стать обязательным. Все перечисления пенсий и социальных пособий также должны стать исключительно безналичными.
По оценке главы Ассоциации региональных банков Анатолия Аксакова, вывод безналичного оборота в РФ на уровень ведущих развитых стран мира даст прирост ВВП на 1,5–2%. «Сокращая производство, расходы на транспортировку и утилизацию наличных мы снижаем и государственные расходы», – добавил он.
Отметим, что в борьбе за снижение оборота наличности Россия далеко не первая. Образец – Швеция: в 1661 году она первая в мире ввела в обращение бумажные деньги, а теперь может стать первой страной, которая вообще от них полностью откажется. На сегодняшний день в Швеции 97% всех платежей совершается по безналичному расчету. Для сравнения: в США по безналичному расчету оплачивается 93% платежей, в среднем в Евросоюзе – 91%, в России – около 75%. Такие данные приведены в отчете World Payments Report – 2011.
Однако вопрос о том, насколько помогут депутатские рекомендации исправить положение дел, опрошенных «НГ» аналитиков озадачил.
«Система безналичных расчетов помогает бороться со многими негативными явлениями, но она отнюдь не панацея. Безналичный расчет – это прежде всего способ вывести зарплаты из тени. Власти заинтересованы в том, чтобы налоговые сборы увеличивались, а не падали, поэтому они и ратуют за систему безналичных расчетов. Так легче отслеживать операции, – объясняет эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. – Но система безналичных расчетов коренным образом ситуации не исправит. Чтобы зарплаты не уводили в тень, нужна стимулирующая налоговая политика, а не наоборот. Ведь уводить зарплаты в тень работодатели начали по конкретной причине – в разгар кризиса были увеличены страховые взносы».
То же самое касается и коррупции. «Безналичные расчеты помогут бороться с низовой коррупцией. Но у нас огромная часть экономики в тени, а крупные взятки в десятки и сотни миллионов долларов носят не в чемоданах, – отмечает Клюев. – Для перевода таких сумм используются системы безналичного расчета. Как видим, сами по себе системы безналичного расчета коррупцию не останавливают. Вывод: систему безналичных расчетов можно рассматривать как одну из мер в борьбе с коррупцией, но нужен еще целый ряд эффективных мероприятий».
Эксперт компании БКС Богдан Зыков отмечает, что инициатива хорошая, но влияние она будет иметь незначительное. «Для бизнеса можно ожидать сокращения расходов на расчетно-кассовое обслуживание и логистику. Граждане могут ожидать большего удобства расчетов и уменьшение рисков использования наличных денег, – говорит он. – Эти цели кажутся реальными. Повысить налоговые сборы – также возможно. А вот победить коррупцию одним лишь переходом на безналичный расчет – вряд ли удастся. Впрочем, все будет зависеть от того, насколько грамотно будет реализована стратегия ограничения наличного оборота».