Международное рейтинговое агентство Fitch может отрезвить инвесторов.
Фото ИТАР-ТАСС
Россия хочет выйти на рынок внешних заимствований и обсуждает с инвесторами возможность размещения 10- и 20-летних еврооблигаций. Между тем рейтинговые агентства Fitch и Standard & Poor's предупреждают Россию о растущих экономических и политических рисках, которые могут снизить ее кредитный рейтинг. Соответственно такие оценки могут значительно ухудшить для России условия заимствования.
Именно поэтому в минувшую пятницу помощник президента Аркадий Дворкович выступил с мягкой критикой недоверчивости рейтинговых агентств. Они, по его словам, «не учитывают ту стабильность, которой достигла российская экономика за последнее время». Эксперты, однако, замечают, что самое стабильное в России сейчас – это зависимость от нефтяных цен.
«У рейтинговых агентств нет никаких оснований для волнений, их заявления не учитывают ту стабильность, которую достигла российская экономика за последнее время», – заявил Дворкович на прошедшем в РИА Новости брифинге. «Не думаю, что государственный долг России превысит 20% ВВП в перспективе», – уточнил он. Озвученные кандидатом в президенты Владимиром Путиным в ходе предвыборной кампании экономические и социальные инициативы обойдутся российскому бюджету примерно в 1,5% ВВП, добавил Дворкович. По его словам, о подрыве финансовой стабильности страны и речи нет, ведь сумма в 1,5% ВВП укладывается в те ресурсы, которые государство рассчитывает получить в ближайшие годы.
Дворкович сообщил, что Россия собирается вернуться к бюджетному правилу, которое действовало до 2008 года. Государство планирует снова направлять нефтегазовые доходы в стабилизационные фонды. Согласно официальным прогнозам, к 2015 году Резервный фонд должен увеличиться до 5,4% ВВП, а Фонд национального благосостояния – до 3,9% ВВП. Основные надежды власти возлагают на высокие цены на нефть.
Заявления Дворковича – не что иное, как мягкая критика последних отчетов рейтинговых агентств, которые поставили под сомнение стабильность и кредитную надежность российской экономики. В январе этого года агентство Fitch пересмотрело прогноз по суверенному рейтингу РФ с «позитивного» на «стабильный». Это значит, что специалисты не уверены в дальнейшем улучшении экономической ситуации в стране. На данный момент кредитный рейтинг РФ составляет «ВВВ». В марте Fitch предупредило, что этот рейтинг может быть снижен. Главные риски – сильная зависимость РФ от нефтяных цен и растущие госрасходы (см. «НГ» от 07.03.12). Сбалансировать бюджет возможно теперь при цене на нефть даже не 100 долл. за баррель, как было еще совсем недавно, а 117 долл. за баррель. При этом, согласно прогнозам правительства, среднегодовые цены на российскую нефть составят в этом году около 110 долл. за баррель. Помимо экономических рисков есть еще политические. Они возникают из-за неопределенностей перехода к более плюралистической модели с лучшим качеством управления, считают в Fitch.
В конце марта агентство Standard & Poor's опубликовало обзор, в котором говорилось, что ни одна из стран СНГ в период с 2012 по 2014 год не сможет продемонстрировать такой же рост ВВП на душу населения, как в докризисные годы. На экономическом росте РФ негативно скажется неблагоприятная демографическая ситуация, «государствоцентричная модель экономики», которая способствует доминированию региональных монополистов и препятствует развитию конкуренции, низкое качество инфраструктуры и плохой деловой климат.
Желание Дворковича опровергнуть эти оценки объяснимо, ведь Россия планирует в ближайшее время выйти на рынок внешних заимствований и выпустить 10- и 20-летние еврооблигации. Минфин РФ планировал провести с 19 по 27 марта так называемое роуд-шоу – ряд встреч с инвесторами в США и Европе, на которых российская сторона презентует свои еврооблигации. Мнения рейтинговых агентств являются одним из ключевых факторов для формирования условий заимствования. Инвесторы могут прислушаться к настороженным оценкам агентств и предоставить России кредит на более жестких – то есть менее выгодных для нас – условиях. Если же рейтинг России будет снижен на ступень, то тогда можно говорить о провале заимствований.
«Статистические данные за февраль показали, что экономика РФ ускорилась при поддержке интенсивного роста кредитования и высокой цены Urals – около 120 долларов за баррель. Глобальная макроэкономическая конъюнктура в начале года улучшилась: экономика Евросоюза подает первые признаки оживления, а в США восстановление набирает обороты. Эти факторы наряду с напряженностью вокруг ядерной программы Ирана придали дополнительный импульс нефтяным котировкам. Однако дорогая нефть является фактором риска для восстановления экономики», – оценивают ситуацию экономисты «Уралсиб Кэпитал». В частности, индексы деловой активности в Европе и Китае демонстрируют падение. Это свидетельствует о риске замедления крупнейших импортеров сырья в мире.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев назвал зафиксированную чиновниками стабильность видимой. Он напоминает, что ненефтяной дефицит бюджета вырос с докризисных 3% ВВП до 10%. Теперь цена нефти ниже 100 долл. за баррель чревата разбалансировкой федерального бюджета. «По сути, мы находимся в том же состоянии, что и три года назад, – считает эксперт. – При этом в отличие от докризисного периода объемы Резервного фонда сейчас в 2,5 раза меньше, чем до 2008 года, а долговая нагрузка немногим выше докризисной – около 10% ВВП против 6–7% ВВП». Плюс к этому государство взяло на себя огромные социальные обязательства неснижаемого характера. «Нельзя будет сказать пенсионерам или военным, что мы со своими обещаниями погорячились», – замечает Николаев.
Точно так же, как и в кризис, главный риск России – высокая зависимость от нефтяных цен. Судя по всему, именно эта зависимость – самое стабильное сейчас в российской экономике.
Николаев уверен, что перспектива снижения в ближайшие два-три года нефтяных цен до 80 долл. за баррель «вовсе не фантастическая». Вероятность такого сценария, по оценкам эксперта, составляет 40%. Мировое сообщество все громче говорит о том, что чересчур высокие нефтяные цены опасны для глобальной экономики и что их необходимо корректировать.