Споры о потерях России, находящейся на пороге вступления в ряды Всемирной торговой организации, все еще продолжаются.
Фото Reuters
Присоединение России ко Всемирной торговой организации (ВТО) грозит снижением спроса на отечественную продукцию и сокращением производства. О таких угрозах заявили вчера в Госдуме участники парламентских слушаний об условиях присоединения к ВТО. Больше всего от обострения конкуренции пострадают сельское хозяйство и пищевая промышленность.
«Одной из ощутимых угроз является снижение защитных барьеров, ограничивающих доступ иностранной продукции на внутрироссийский рынок, что может вызвать снижение спроса на продукцию отечественной промышленности и сокращение производства», – предупредили вчера депутаты. Впрочем, страдать придется недолго. «В результате усиления конкуренции на внутреннем рынке произойдет адаптация к новым условиям и повышение конкурентоспособности российских производителей», – уверены они.
«Нам удалось достичь хороших договоренностей в части совокупного снижения общего уровня таможенно-тарифной защиты. Мы опустились с 13,2% до 10,8%. Для сравнения: Украина допустила снижение с 10% до 5,5% в сельскохозяйственной группе товаров», – сообщил вчера на парламентских слушаниях замминистра сельского хозяйства Олег Алдошин. Он отметил, что это «чувствительные» изменения для производителей, особенно производителей свинины и птицы. При этом Алдошин пообещал тесно взаимодействовать с бизнесом и проверять информацию от производителей.
В свою очередь, опрошенные «НГ» эксперты настроены не столь оптимистично, причем их оценки различаются кардинально. В худшем случае Россия рискует полностью потерять свой агропромышленный комплекс, открывая внутренний рынок для иностранных сельхозпроизводителей. Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%. Часть импортных тарифов – более трети – будет снижена с момента присоединения, еще четверть – спустя три года после него.
В свою очередь, вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский считает, что вступление в ВТО менее всего отразится на банковском и страховом секторе. «Минфину удалось отстоять запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. Дело в том, что иностранные филиалы в отличие от «дочек» иностранных банков, которые в России успешно работают много лет, не подпадают под юрисдикцию РФ, не обязаны выполнять нормативы ЦБ по отчислению в резервы и так далее, – отмечает эксперт. – Если бы филиалы иностранных банков пустили в Россию, это бы очень сильно ударило по российскому банковскому сектору и поставило его в неравные условия конкуренции с иностранцами. Эти условия сохраняются до 2015 года, потом они могут быть пересмотрены. В страховой бизнес приход филиалов разрешили, но только через 9 лет, то есть у наших страховых компаний есть довольно значительный срок, чтобы подготовиться к конкуренции с ведущими игроками».
Сельское хозяйство и пищепром пострадают сильнее банкиров и страховщиков. «Вступление в ВТО запрещает меры прямой господдержки сельхозпроизводителей, можно использовать только косвенные меры поддержки, так называемую «зеленую» корзину, – говорит Андриевский. – При этом она достаточно широка и позволяет оказывать серьезную поддержку сельхозпроизводителям, к примеру, инвестировать в мелиорацию, строить дороги и инфраструктуру, подводить электросети и так далее. Правда, пока не очень понятно, в каком объеме государство будет оказывать подобную поддержку, но вступление в ВТО позволяет все это делать без каких-либо ограничений».
Что же касается пошлин, то в сельском хозяйстве они снизятся довольно сильно, говорит аналитик. Конкуренция с импортом грозит снижением доходов отечественных производителей в 2 раза и увеличением сроков окупаемости инвестпроектов.
Нелегко будет и отечественному автопрому. «По пессимистичному сценарию Минэкономразвития, после вступления в ВТО производство легковых автомобилей может снизиться более чем на 50%, – считает Андриевский. – По приблизительным оценкам, снижение пошлин на ввоз новых импортных грузовиков и автобусов к 2015 году вызовет сокращение производства грузовиков на 18%, а автобусов на 32% от текущего уровня, если государство не введет протекционистские меры. Впрочем, на это есть переходный период, в течение которого будут постепенно снижаться пошлины – до 2016–2018 годов». Наибольшую выгоду от вступления в ВТО, по его словам, получат металлургия и химическая промышленность.
Основные условия присоединения России к ВТО | ||
Сектор, продукция | Меры по открытию рынка | Срок |
Авиапром – широкофюзеляжные самолеты | снижение пошлин с 20% до 7,5% | до 2016 года |
Авиапром – узкофюзеляжные самолеты | снижение пошлин с 20 до 12% | до 2019 года |
Мясо крупного рогатого скота | отмена квот | дата не определена |
Свинина | увеличение квот и снижение пошлины внутри квоты с 15% до нуля; | с 2012 года |
отмена тарифных квот | с 2020 года | |
Мясо птицы | отмена квот | дата не определена |
Компьютеры и их элементы | отмена пошлин | в 2015 году |
бытовая электротехника и электроника | снижение пошлин с 15% до 7–9% | |
банки | открытие филиалов иностранных банков | с 2015 года |
Страхование | открытие филиалов иностранных страховщиков | с 2021 года |
Сельское хозяйство – уровень внутренней поддержки | снижение с 9 до 4,4 млрд. долл. | с 2013 до 2018 года |
Автопром | снижение пошлин | с 2012 года |
Автопром | снижение пошлин | с 2013 до 2019 года |
Источник: Минэкономразвития, материалы ВТО |