Традиционные нефтедобытчики пока не ощущают никакой конкуренции своему бизнесу.
Фото Reuters
Несмотря на сохраняющуюся напряженность в Персидском заливе, эксперты предсказывают, что уже к 2015 году мировые цены на нефть упадут ниже отметки в 100 долл. за баррель. Падение цен станет результатом освоения новых месторождений, интенсивная разведка которых уже ведется в настоящее время. Прогнозы снижения нефтяных цен ударят по производителям альтернативных видов топлива, поскольку их проекты могут быть рентабельными только при высоких ценах на нефть.
Аналитики британского Centre for Global Energy Studies считают, что благодаря внедрению новых технологий и мерам экономии мировой спрос на нефть в ближайшие годы стабилизируется, а предложение, напротив, вырастет. Сочетание этих факторов должно привести к существенному снижению цен.
Генсек Международного энергетического форума, объединяющего крупнейших поставщиков и потребителей топлива Альдо Флорес-Кирога заявил на днях, что даже сейчас, когда велик риск войны США с Ираном, нет особых проблем с предложением нефти. «Новые месторождения открываются. Есть новые районы, где налаживается добыча. Появляются новые возможности для увеличения предложения, а это изменит всю нефтяную политику», – считает он.
Пока что на нефтяном рынке правит бал Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), члены которой обеспечивают около 40% необходимой миру нефти. Однако скоро ситуация может измениться. США в следующие 10 лет имеют шанс стать крупнейшим производителем энергоносителей, потеснив нынешнего лидера – Россию. Добиться этого позволит разработка сланцевых месторождений. По тому же пути намерен пойти и Китай, в котором сланцевые запасы газа даже больше, чем в США. Увеличение предложения этого топлива также станет стимулом для снижения нефтяных цен.
По данным исследователей Barclays Plc, в текущем году суммарные расходы на геологоразведку будут увеличены на 20% и достигнут 90 млрд. долл. Для сравнения – в прошлом году на разведку новых месторождений нефти и газа в мире было потрачено 72 млрд. долл. Предполагается, что в 2012 году только за счет разведки на шельфе будет найдено до 25 млрд. баррелей нефти. Большие надежды, в частности, возлагаются на сланцевые нефтяные месторождения в Северной Дакоте, где в 2011 году добыча выросла на 75%, и на гигантское месторождение в Аргентине, запасы которого оцениваются в 23 млрд. баррелей.
Нефтяные гиганты вроде американской Exxon или англо-голландской Royal Dutch Shell наращивают инвестиции в эту сферу. В то же время BP в текущем году планирует вдвое увеличить объемы пробного бурения, сосредоточив внимание на проектах в Анголе, Северном море и Мексиканском заливе. Все больше внимания уделяется тем странам, где добыча раньше не велась вообще. Exxon, например, планирует начать работы в Танзании, Гайане и Ирландии. Обнаружены месторождения во Французской Гвиане.
Однако, по словам специалистов, на то, чтобы начать эксплуатацию нового месторождения, требуется от четырех до восьми лет. Так что мгновенных скачков предложения ожидать не приходится. Сейчас рынки больше опасаются не нехватки нефти как таковой, а резких перебоев с поставками из-за возможного военного конфликта в Персидском заливе. По некоторым оценкам, прекращение поставок нефти из Ирана может привести к тому, что цены на нее взлетят сразу на 40 долл. за баррель.
Тем не менее среднесрочный тренд остается понижающим. Следствием снижения мировых цен на нефть может стать отказ от проектов альтернативной энергетики. Ведь если нефть будет дешеветь, то вкладываться в разработку ее заменителей будет довольно рискованно.
«Окупаемость инвестиций в альтернативные источники энергии зависит от цен на классические энергоносители», – признает руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров. – Тем не менее зависимость эта неоднозначна». На практике крупнейшие нефтегазовые компании активно финансируют проекты по изучению альтернативных источников энергии. Так, Shell – это крупнейший инвестор в альтернативной энергетике. Однако пока очень мало регионов, где программы альтернативной энергетики могут принести прибыль. Но если доходность разработки новых источников очевидна – как, например, выращивание тростника в Бразилии или строительство ветряков в Дании, – то эти проекты принимают масштабный характер.
В свою очередь, аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг напоминает, что, когда цена на нефть превышает 100 долл. за баррель, интерес к альтернативной энергетике растет. Однако прогнозы падения нефтяных цен могут и не оправдаться. «Предложение нефти в перспективе незначительно вырастет, но обходиться эта нефть будет дороже из-за более сложных условий добычи. И поэтому вряд ли мы увидим столь значимое падение цен», – предупреждает Григорий Бирг.