Российские энергетики освоили западный подход к регулированию тарифов. Результаты оказались такими, что даже было чем похвастать перед европейскими коллегами на международной конференции во Флоренции, прошедшей в феврале. Оказалось, в России за считанные годы стремятся освоить то, к чему Англия шла десятилетиями, а другие европейцы воспринимают опыт россиян как успешное внедрение передового опыта.
Энергетики и их регуляторы из России и ряда стран Европы собрались во Флоренции, чтобы обменяться опытом в части тарифного регулирования и поучиться друг у друга. Одним из соорганизаторов международной конференции на тему «Роль регуляторов в развитии энергетической инфраструктуры, инвестирования и правил работы сетей: опыт и планы ЕС и России» выступила российская Федеральная сетевая компания единой энергетической системы (ФСК ЕЭС). И оказалось, что российские участники стали далеко не чужими в данной теме: перемены, которые переживают энергоструктуры Европы сегодня, не понаслышке знакомы нашим энергетикам, и они с ними успешно справляются. Успех ОАО «ФСК ЕЭС» по внедрению новой тарифной модели основан на подходе к регулированию, который когда-то давно опробован в Англии.
Конференция была организована на базе Флорентийской школы регулирования, где Федеральная сетевая компания была одним из организаторов, – на столь высоком уровне российские отраслевые профессионалы бывают представлены не так уж часто. Наши участники выступали с докладами, рассказывали о том, как регулируется рынок электроэнергии в России, как повышается эффективность, как новое регулирование стимулирует развитие ФСК.
Проблемы у россиян и европейцев продиктованы разными причинами, но схожи по целям – удовлетворение растущих потребностей потребителей. Евросоюз занят интеграцией и связанным с ней переходом на единообразие законов и концепций, подходов, в том числе в части антимонопольного регулирования. Европа отказывается от атомной энергетики, из чего следует потребность в новых источниках энергии и, как следствие, в новых сетях. Ну а в России остро стоит вопрос обновления электросетей (их износ на ряде объектов достигает 70%) и их расширения.
В целом получается, что у нас и Европы по-разному меняется экономическая «среда обитания», но потребности схожие – срочно нужны огромные вложения в сетевую инфраструктуру. И эти вложения могут быть частными, потому что у государств нет таких денег. Но как привлечь частные деньги в инфраструктурные проекты? Ведь частный капитал не идет туда, где нет перспективы получить доход. Ради решения этого в начале 90-х годов в Великобритании была реализована новая методика – RAB-регулирование.
Если кратко, то RAB-регулирование – это такой подход к ценообразованию на услуги сетевых (и других инфраструктурных) компаний, при котором в тариф гарантированно включаются расходы на возврат заемных средств и процентов по ним. Таким образом, сама природа тарифа открывает возможность пользоваться долгосрочными заемными средствами. Чем-то похоже на ипотеку, только вместо покупки квартиры – вложения в строительство инфраструктуры с последующим распределенным во времени возвратом долгов с процентами на протяжении 35 лет. Вместе с тем величина операционных расходов в тарифе зафиксирована, что подталкивает энергетиков к экономии: чем эффективнее сработаешь, тем больше сэкономишь и тем больше прибыли оставишь себе.
Тариф по старой системе «издержки плюс» не только не снижался, но и постоянно рос, потому что сам принцип старого тарифообразования подталкивал энергетиков к раздуванию затрат, которые ложились в обоснование растущего ценника. Ну а привлечение существенных средств в долгосрочные проекты (например, только строительство магистральных линий электропередачи может занимать три-четыре года) раньше было в принципе невозможно: никто не давал деньги на три–пять лет, так как тариф не охватывал вопрос возврата и оплаты заемных средств.
На RAB-регулирование наши энергетики перешли с 2010 года. Больше всего в нем привлекала ориентация этого метода на долгосрочность и стабильность. Кроме того, вдохновлял пример Великобритании, ставшей в начале 90-х годов первопроходцем в регулировании сетей по этому методу в связи с приватизацией энергетики. В Великобритании регулируемые по методу RAB компании снизили свои издержки, что неминуемо сказалось на тарифе, одновременно резко выросли инвестиции в электросетевую инфраструктуру. С тех пор система RAB стала западным образцом тарифного регулирования, в первую очередь для электрических сетей, систем водоснабжения и связи. По существу, в Европе RAB – это стандарт тарифного регулирования, лучшей альтернативы пока не придумали. Перемены в России, связанные с реформой РАО «ЕЭС России» и демонополизацией энергетического сектора, совпали во времени с похожими процессами в Европе. Так что специалисты ФСК делились во Флоренции с европейскими коллегами весьма передовым, актуальным опытом.
Один из результатов россиян – на правительственном уровне утвержден невиданный по меркам последних двух десятилетий объем инвестиций Федеральной сетевой компании: 950 млрд. руб. на пять лет. Вот первые итоги: за 2011 год компания ввела в эксплуатацию более 500 объектов Единой национальной электрической сети на сумму свыше 147 млрд. руб. Введено 111 энергообъектов – вдвое больше, чем годом ранее. Поставленных под напряжение ЛЭП – 2942,8 км. Энергообъекты для Олимпиады 2014 года в Сочи, нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, саммита АТЭС 2012 года во Владивостоке и еще сотни объектов. Все это было бы невозможным без внедрения зарубежного опыта RAB-регулирования энергосетей.