Первый вице-премьер Игорь Шувалов призывает создать в стране стабильный налоговый режим и не менять его в течение 5–6 лет.
Фото РИА Новости
Правительство не выполнило поручение Владимира Путина и не смогло сформулировать предложения по совершенствованию налогов к 15 февраля, как требовал премьер. Речь идет о новой налоговой системе, которую правительство обещает сохранить неизменной на ближайшие 5–6 лет. Накануне премьер объявил о налоговом маневре, который создаст в стране стимулы для инвестиций в обрабатывающий сектор. Между тем министры не спешат с маневрами. И фискальная реформа вполне может стать головной болью уже нового состава правительства, которое начнет работу после выборов. Пока же над российской экономикой сгущается налоговый туман. И фискальная неопределенность ставит под угрозу как инвестиции, так и весь бюджетный процесс.
Правительство не выполнило поручение премьера Владимира Путина и не просчитало возможные варианты так называемого налогового маневра. Минэкономразвития и Минфин попросили отсрочку – судя по всему, на неопределенный срок. Ведомствам необходимо продолжить «дообсуждение предложений». Об этом сообщила вчера министр экономического развития Эльвира Набиуллина.
Некоторое единодушие достигнуто между ведомствами лишь по нескольким, далеко не ключевым налоговым предложениям, например по исключению оборудования из налога на имущество. Также ведомства обсуждают введение налоговых каникул для новых проектов, которые Набиуллина назвала «зелеными гринфилдами». Другие обсуждаемые идеи министр конкретизировать не стала.
Между тем именно вчера – 15 февраля – инвесторы, бизнесмены и граждане должны были наконец-то услышать от профильных министерств о вариантах налоговых стратегий страны. Ведь такое поручение дал правительству еще в декабре 2011 года премьер Владимир Путин после съезда «Деловой России». Встреча с бизнесменами закончилась тогда, казалось бы, позитивным результатом. Путин признал, что стране необходим налоговый маневр, который поможет преодолеть отраслевые фискальные дисбалансы. Минэкономразвития и Минфин должны были «представить правительству РФ до 15 февраля 2012 года предложения по совершенствованию налоговой системы, включая оптимизацию налогов в целях стимулирования экономического роста и притока инвестиций в сферу высокотехнологичного и производственного бизнеса». Причем предложения должны быть не концептуальными и абстрактными, а с соответствующими финансово-экономическими расчетами. Потом, выступая на Гайдаровском форуме, первый вице-премьер Игорь Шувалов уточнил, что принятые весной налоговые решения определят экономическую политику государства на ближайшие пять-шесть лет (см. «НГ» от 20.01.2012).
Прошло два месяца, и вместо ясности Россия получила непроглядный налоговый туман. Чиновники словно бы никуда не спешат. Наоборот, они называют «вопрос налогового маневра – творческим» (так говорил, в частности, глава Минфина Антон Силуанов) и оттягивают его решение. Подобная налоговая неопределенность снижает уверенность инвесторов в надежности государства, которое то повышает ставки страховых взносов, то откатывает их назад, то говорит о введении в стране совершенно новых налогов (например, на престижное потребление или недвижимость), то срывает назначенные главой правительства сроки.
Также налоговая неопределенность угрожает бюджетному процессу. К октябрю 2012 года финансовые власти должны внести в Госдуму законопроект о бюджете на ближайшие три года. Налоговый вопрос для бюджета – один из ключевых, от него зависят доходы государства. Однако в марте пройдут выборы президента, которые повлекут за собой кадровые перестановки. Многие министры, возможно, не войдут в поствыборное правительство. Нынешний состав министров фактически доживает последние месяцы. Поэтому времени для налоговой рефлексии осталось немного. И если старое правительство не успеет закрыть этот вопрос, то он будет переложен на новый состав министров, который сформируют ближе к лету 2012 года. Для полноценного ознакомления с ситуацией новому правительству понадобятся месяцы. К тому же на проекте бюджета захочет попробовать свои силы и так называемое «большое правительство» Дмитрия Медведева. И тогда Россия рискует получить не достаточно проработанную налоговую систему и такой же бюджет.
Министр финансов Антон Силуанов творчески подошел к поручению премьера. Фото ИТАР-ТАСС |
Эксперты «НГ» видят в работе ведомств хаотичные действия, отсутствие глубокой проработки предложений, а также боязнь резких движений. «В стране нарастает налоговая неопределенность. На фоне предвыборных обещаний это все очевиднее. И это негативно сказывается на инвестиционном климате. Нынешний состав министров разработал некий общий проект новой налоговой системы, но он очень сырой», – говорит советник председателя правления Национального республиканского банка Роман Брезицкий. Несколько иного мнения придерживается юрист компании «Инвесткафе» Дмитрий Шилов: «Лучше договориться на берегу, чем потом в процессе плавания многократно передоговариваться – менять ставки, вводить новые и отменять старые налоги». Хотелось бы верить, что ведомства именно потому и медлят с принятием долгосрочных решений, что хотят удостовериться в их эффективности и избежать в будущем очередных фискальных метаний из стороны в сторону.
Однако, как замечает аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин, «чем дальше, тем меньше запас прочности у правительства, значит, оно будет вынуждено пойти на повышение доходов бюджета». И скорее всего это будет сделано за счет повышения налоговой нагрузки. Эксперты не исключают, что вместо преодоления отраслевых фискальных дисбалансов и налоговых новаций граждане и бизнес столкнутся с очередным топорным повышением уже существующих налогов.
Между тем со стороны бизнеса все чаще звучат призывы к правительству заняться не повышением налогов, а прежде всего – эффективностью и прозрачностью бюджетных расходов, борьбой с коррупцией и откатами (см. «НГ» от 07.02.12). Потому что если власть не может или не хочет проконтролировать свои траты и умерить собственные аппетиты, то и ужесточать налоговые поборы она не вправе.