На тысячу жителей в России приходится почти 250 легковых автомобилей.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
По уровню автомобилизации российские регионы различаются в пять раз. Если в Приморье на тысячу жителей приходится 580 легковых автомобилей, то в Ингушетии, Тюменской и Ивановской областях – в четыре-пять раз меньше. При этом доходы населения или размещение автосборочных заводов вовсе не гарантируют высокой автомобилизации. Даже богатые столицы далеко отстают от регионов-лидеров. Единственной гарантией высокой автомобилизации региона является транзит иномарок в Россию.
В среднем по России на тысячу жителей приходится 249 легковых автомобилей. В европейской части – 246, а за Уралом автомобилей больше – 256. Безусловными лидерами по автомобилизации являются транзитные регионы, в которых доступны дешевые европейские или азиатские иномарки. В Приморском крае на тысячу жителей – 580 автомобилей, на Камчатке – 428, в Калининградской и Мурманской областях – 309 и 327 соответственно. Такие данные опубликовал вчера после обработки данных Всероссийской переписи – 2010 аналитический центр «АльфаСтрахование».
Примечательно, что жители центра России по обеспеченности машинами (272 авто на 1000 жителей) уступают Дальневосточному (329 авто) и Северо-Западному (276) федеральным округам. Следом за ними идут Уральский (259), Южный (250), Сибирский (231), Приволжский (222), Северо-Кавказский (171) федеральные округа. При этом явной связи с наличием в регионе автосборочных производств не наблюдается. Так, в Нижегородской и Самарской областях показатели автомобилизации (211 и 255) существенно отстают от Астраханской области (291), Карелии (295) или Орловской области (295).
«Показатель обеспеченности автомобилями отражает уровень доходов населения в подавляющем большинстве регионов России. Корреляция со среднедушевыми доходами наблюдается более чем в 80% российских регионов», – комментирует руководитель аналитического центра «АльфаСтрахование» Кирилл Варламов.
Однако не все эксперты связывают доходы граждан с уровнем автомобилизации. «Однозначно увязывать обеспеченность автомобилями с уровнем доходов населения нельзя, так как стоимость машин сильно разнится и падает по мере удаленности региона от центральной части России. Подержанная «Тойота» может стоить в разы дешевле, чем авто российского производства, при том, что обе машины по своим техническим характеристикам имеют примерно одинаковую потребительскую ценность. Что касается обеспеченности населения автомобилями в конкретном регионе, она зависит прежде всего от ценовой доступности и потребительского спроса», – возражает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. По его словам, лидерами однозначно являются те регионы, которые наиболее активны в импорте дешевых подержанных машин. «Это как раз и есть российские порты, в которые зарубежным поставщикам максимально удобно и выгодно поставлять такие авто: Мурманская область, Камчатка и Псковская область, куда привозят машины из Балтии. В этих же регионах происходит и первичная регистрация, после чего машины перепродают и перевозят в другие точки страны», – говорит Микаелян.
«Наличие автосборочного предприятия на территории региона не дает ощутимой разницы в цене на автомобиль в отличие от его качества», – отмечает руководитель транспортного отдела компании Сity Express Андрей Иванов. По его словам, после завершения госпрограммы утилизации покупка петербургских «Камри», «Солярисов» и др. может сократиться.
«Наличие автосборочных предприятий в регионе не гарантирует роста обеспеченности местного населения личным автотранспортом. Это обусловлено тем, что в основном такие производства создаются в проблемных с экономической точки зрения регионах. Соответственно перед людьми тут стоят куда более насущные проблемы, нежели покупка автомобиля», – соглашается аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин.
Регионы – лидеры и аутсайдеры по обеспеченности автомобилями | ||
на 1000 жителей Рейтинг* | Регион |
шт. |
1 | Приморский край | 580 |
2 | Камчатский край | 428 |
3 | Калужская обл. | 347 |
4 | Мурманская обл. | 327 |
5 | Псковская обл. | 312 |
6 | Калининградская обл. | 309 |
7 | Московская обл. | 307 |
8 | Москва | 299 |
9 | Орловская обл. | 295 |
10 | Карелия | 295 |
11 | Ханты-Мансийский АО | 292 |
12 | Астраханская обл. | 291 |
13 | Санкт-Петербург | 288 |
18 | Ленинградская обл. | 273 |
23 | Тульская обл. | 264 |
24 | Челябинская обл. | 263 |
25 | Тверская обл. | 256 |
26 | Самарская обл. | 255 |
27 | Вологодская обл. | 254 |
28 | Курганская обл. | 254 |
29 | Красноярский край | 252 |
57 | Нижегородская обл. | 211 |
58 | Амурская обл. | 210 |
61 | Ульяновская обл. | 206 |
62 | Калмыкия | 201 |
66 | Мордовия | 192 |
73 | Брянская обл. | 171 |
74 | Чувашия | 166 |
75 | Тува | 161 |
76 | Ивановская обл. | 158 |
* из 83 регионов. Источник: аналитический центр «АльфаСтрахование» по данным переписи населения 2010 года. |