Постоянный представитель МВФ в РФ Одд Пер Брекк наслышан о структурных проблемах российской экономики.
Фото РИА Новости
Россия стоит на развилке, где один путь – стагнация, а другой – развитие. Выбор будет зависеть уже от нового правительства. И это будет сложный выбор, потому что для спасения экономики РФ нужно принять непопулярные меры. Например, урезать госрасходы – прежде всего за счет повышения пенсионного возраста. Такие перспективы обрисовал вчера постоянный представитель Международного валютного фонда (МВФ) в РФ Одд Пер Брекк. Независимые эксперты, однако, предостерегают от слишком рьяной реализации рекомендаций МВФ.
На фоне ухудшающейся мировой конъюнктуры МВФ спрогнозировал замедление роста экономики РФ на 2012 год. ВВП РФ замедлится с 4,1% в 2011 году до 3,3% в 2012-м. Одной из главных проблем российской экономики является большой ненефтяной дефицит (дефицит без учета нефтяных доходов), который достиг 10% ВВП. Как заметил Одд Пер Брекк, этот показатель выше докризисного уровня. Правительство должно вернуться к «бюджетному правилу» – к установлению и соблюдению предельного уровня ненефтяного дефицита.
Такой предельный показатель на самом деле прописан в российском бюджете, речь идет о 4,7% ВВП. Но во время кризиса действие «бюджетного правила» было приостановлено. Пришло время снова его «запустить», считают в МВФ. «Мы рекомендуем российскому правительству стремиться к достижению этого показателя к 2015 году. Наш анализ позволяет предположить, что необходимое снижение ненефтяного дефицита технически осуществимо, однако потребует фундаментальных реформ бюджетного сектора, в том числе российской пенсионной системы», – сказал Брекк.
Еще одна российская проблема – высокая инфляция. С одной стороны, МВФ положительно оценивает усилия Центробанка по ограничению инфляции, но с другой, если власти хотят, чтобы экономика РФ развивалась, нужно снизить инфляцию с текущих более 6% до 3–5%.
По мнению МВФ, основное внимание в среднесрочной перспективе правительство РФ должно уделить своей бюджетной политике. Причем речь идет не столько о наращивании доходов, сколько об урезании расходов. Не налоговая реформа в повестке дня, а пенсионная, структурная и реформа госуправления. Так, Брекк назвал налоговую систему России четкой и продуманной. Единственный вопрос в ней вызывает лишь налогообложение нефтегазовой отрасли, также необходимо провести инвентаризацию существующих налоговых льгот, ведь они обходятся российской экономике примерно в 4% ВВП. Но это, по большому счету, мелочи. Потому что, по данным МВФ, еще дороже стране обходятся пенсии. Сейчас пенсионные расходы составляют 8% ВВП, а к 2015 году они могут увеличиться до 15% ВВП. Выход из этой ситуации только один, уверены в МВФ: постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 63 лет.
Тем самым Россия стоит на развилке, где один путь – стагнация, другой – развитие. В экономике РФ может реализоваться два сценария. Первый – базовый. Это сохранение той ситуации, которая есть сейчас: высокий ненефтяной дефицит, относительно высокая инфляция, зависимость от нефтяных цен, неподъемные госрасходы, гибнущая пенсионная система. При таком сценарии страна получит в среднесрочной перспективе вялый экономический рост – в пределах 3,5–4%.
Второй сценарий – реформенный: он обеспечит в среднесрочной перспективе рост в 6% в год. Для его реализации потребуется более масштабное и реальное сокращение расходов, установление контроля над инфляцией со стороны денежно-кредитной политики, проведение структурных реформ. Причем к структурным реформам в МВФ относят не только диверсификацию, но и сокращение участия государства в экономике, дебюрократизацию, усиление защиты прав собственности и создание равных условий игры на инвестиционном поле.
Выбор пути будет зависеть уже от того правительства, которое сформирует новый президент. И в этом смысле ситуация выглядит неопределенной. Ведь даже сейчас власти, с одной стороны, говорят о необходимости улучшения инвестиционного климата, но с другой – они слишком медленно двигаются к реализации перечисленных мер, сетуют в МВФ.
Между тем рекомендации МВФ выглядят довольно противоречиво. Ведь, например, недавно специалисты Организации Объединенных Наций пришли к выводу: еврокризис усугубился в том числе потому, что европейские государства слишком рано начали урезать бюджетные расходы и сворачивать программы поддержки. Даже Всемирный банк готовится уже отказаться от принципа постоянного урезания госрасходов. На этом фоне советы МВФ кажутся некоторым экспертам уже не такими убедительными.
«Развилка между развитием и стагнацией – все-таки некоторое сгущение красок, – считает аналитик «Allianz РОСНО Управление Активами» Ариэл Черный. – Точнее, можно говорить, что Россия находится на такой развилке едва ли не все время». Реформы, безусловно, необходимы. «Однако даже если страна пойдет по пути форсированного реформирования, существующие проблемы – низкая диверсификация экономики, зависимость от нефтяных цен, растущий дефицит пенсионного фонда, высокая инфляция – быстро никуда не исчезнут. В 2012–2013 годах темпы роста вряд ли можно будет радикально повысить даже самыми правильными и нужными реформами. Все равно решающим фактором останется внешнеэкономическая конъюнктура – ситуация в еврозоне и динамика цен на нефть. Реформы же в лучшем случае смогут увеличить прирост ВВП за два года на 0,5–1 процентный пункт», – говорит эксперт.
Механическое сокращение количественных показателей и дефицита бюджета может создать риски сползания в рецессию. Поэтому куда важнее меры, направленные на улучшение качества госуправления, защиту прав собственности, совершенствование судебной системы, снижение бюрократии и коррупции, резюмирует Черный. Но именно с этими мерами дела обстоят хуже всего. Так, аналитик «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин указывает на отсутствие ясной стратегии развития страны. По его словам, даже обновленная «Стратегия-2020» содержит в себе много амбициозных целей, но почти не описывает методов их достижения. При этом руководители страны, говоря о планировании на ближайшие несколько лет, часто делают противоречивые и взаимоисключающие заявления. Отсюда – неясность приоритетов.
Хотя часть экспертов все же не смогла не согласиться с тезисом МВФ о необходимости рационального подхода к бюджетным тратам. «Экономить нужно всегда. То, что европейские страны решили экономить, – это правильно, это нормальная политика любой страны, вступившей в сферу экономической нестабильности», – говорит зампред правления СДМ-Банка Вячеслав Андрюшкин.