Дмитрий Медведев организует работу по модернизации российской экономики.
Фото с официального сайта президента РФ
Повестка дня для вчерашнего заседания президентской Комиссии по модернизации была выбрана способом народного интернет-голосования. Пользователи Сети отнесли к числу главных задач улучшение инвестиционного климата в РФ. Однако приемлемых для нынешних чиновников инструментов быстрого улучшения ситуации, по-видимому, нет. Ведь на самом деле власти не готовы пойти на болезненные для них реформы – на судебную реформу или на реформу силового административного аппарата.
Провозгласив несколько лет назад необходимость модернизации российской экономики, власти, похоже, до сих пор не могут решить, с чего именно модернизацию начать. В конце прошлого года президентская Комиссия по модернизации обратилась за идеями к интернет-пользователям. Они должны были обсудить актуальные для России задачи и проблемы, а потом выбрать в ходе голосования самую важную тему, которая ляжет в повестку дня модернизаторов. Голосование показало, что властям надо заняться прежде всего улучшением инвестиционного климата в стране. Именно этой теме в итоге и было посвящено прошедшее вчера в подмосковной резиденции президента заседание Комиссии по модернизации.
Инвестиции в основной капитал выросли по итогам 2011 года более чем на 6%, похвалился вчера президент Дмитрий Медведев. «Это произошло в значительной мере благодаря благоприятной макроэкономической ситуации, государственной поддержке инвесторов, расширению возможностей для конкуренции, в ряде случаев это тоже было, и увеличению объемов государственного и муниципального заказов», – сказал президент. По его словам, Всемирный банк поместил Россию в список 25 стран-лидеров (из 183) в части улучшения инвестиционного климата за последние шесть лет. То есть прогресс есть, но результат пока не идеален. Не идеален он потому, что выполнение многих президентских поручений по вопросам инвестклимата, которые он обнародовал весной 2011 года в Магнитогорске, «оставляет желать лучшего». Выполнение инвестиционных проектов затягивается, причем даже тех из них, которые курируются непосредственно Комиссией по модернизации. Глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, в свою очередь, добавила, что выполнить поручение президента по снижению затрат на госзакупки на 15% пока не удалось. «Для этого нужна системная работа и по законодательству, и по правоприменению», – сказала Набиуллина.
Далее Медведев перешел от критики к предложениям – правда, иногда довольно общим. По его словам, необходимо привлекать общественность к оценке затратности и результативности госуслуг для бизнеса, нужна всеобъемлющая информатизация процедур, с которыми сталкивается бизнес. Нужно развивать в стране фондовый и финансовый рынки и «стимулировать российские компании к возвращению из зон особой благоприятности путем создания соответствующих условий». Инвесторам нужна налоговая предсказуемость, поэтому определение базовых ставок налогов и платежей на среднесрочную перспективу – это актуальная тема для обсуждений.
Между тем эксперты «НГ» довольно скептически оценивают бурную деятельность властей вокруг модернизации российской экономики и улучшения инвестклимата. Потому что вместо принятия конкретных мер продолжаются бесконечные обсуждения и дискуссии, организуются интернет-голосования. За рецептами по улучшению российской экономики чиновники обращаются то к экономистам, то к профильным ведомствам, то к простым интернет-пользователям. Голосование дало тот ответ, который и так все знали заранее. «Стоило ли тратить на него время?» – задаются вопросом эксперты.
По их мнению, в сложившихся сегодня условиях неважно даже, с чего именно начинать, а важно – начать. Стране необходима судебная реформа, которая позволит сформировать независимые, справедливые суды, принимающие прозрачные решения. Нужна реформа законодательства, которая обеспечит четкие правила игры, не оставляющие места для манипуляций и двойных трактовок. Необходима реформа силового административного аппарата, который пока чувствует почти полную безнаказанность.
«Проблемы в российской экономике сформировались не сегодня и не вчера. Однако никаких кардинальных решений для их преодоления принято не было», – отмечает гендиректор «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Тамара Касьянова. Внешние факторы, такие как, например, высокие цены на нефть, «способствуют сохранению стабильности, а вернее – застоя в законотворчестве и экономике». Высокие нефтяные цены позволяют затыкать появляющиеся периодически проблемы в производственном секторе. При этом отдельные сектора экономики находятся фактически в режиме ручного управления. Такой уж острой необходимости в привлечении инвестиций государство, по сути, не испытывает, замечает Касьянова. Поэтому не исключен вариант, при котором разговоры о проблемах так и останутся разговорами. «Власть пока не готова пойти на масштабные реформы. В предвыборный период могут быть сделаны громкие заявления, но в итоге все ограничится полумерами и PR-акциями, – соглашается аналитик компании «ТКБ Капитал» Сергей Карыхалин. – У чиновников нет мотивации что-то менять». Инвесторов, однако, можно убедить только конкретными делами, а не словами об этих делах.
Председатель правления ФлексБанка Марина Мишурис поясняет: власти тормозят с принятием конкретных решений потому, что необходимые для улучшения инвестклимата реформы не носят чисто экономического характера, это реформы с политическими последствиями. «Независимый суд неизбежно будет принимать решения не в пользу власти – причем не только в экономической, но и в политической сфере. И это может коснуться тех же исков по оспариванию результатов выборов. Снижение административной нагрузки на бизнес чревато потерей возможности осуществлять ручное управление, в том числе для достижения таких сиюминутных эффектов, как заморозка цен и тарифов перед выборами», – поясняет Мишурис.