В Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ пока не смогли подогнать «Стратегию-2020» к новым правительственным приоритетам.
Фото PhotoXPress.ru
Проект новой «Стратегии-2020», над которым по заданию Владимира Путина целый год работали экономисты, скорее всего так и не будет использоваться правительством. Российские власти, судя по всему, воспринимают новую стратегию лишь как декларативный манифест, из которого можно наковырять «изюм» – наиболее интересные и выгодные положения, но который не обязателен к системному воплощению в жизнь. В Институте современного развития (ИнСоР) не исключают, что «Стратегия» и правительство окажутся в параллельных реальностях, и тогда наиболее очевидным адресатом «Стратегии» станет новая правая партия.
В начале декабря экспертные группы внесли в правительство окончательный вариант обновленной «Стратегии-2020». Как вчера сообщили «НГ» представители разработчиков, «концепция готова, правительство в принципе рассмотрело документ, и с нового года начнется разработка законов и различных поправок для воплощения стратегии в жизнь». Пока экспертные группы не получили от правительства разрешения обнародовать итоговый вариант документа. Поэтому для основной массы населения все еще не ясно, какой в итоге курс изберет для себя правительство. Российские власти, по уточнению разработчиков, уже начали вставлять в свои речи некоторые, наиболее симпатичные им положения проекта стратегии. Один из примеров – недавняя встреча президента Дмитрия Медведева с губернаторами. В его выступлении разработчики увидели разрозненные фрагменты своего труда.
Однако весьма вероятно, что в следующем году «Стратегия-2020» может быть отложена в долгий ящик. Предложения стратегии слишком сильно расходятся с приоритетами российского правительства.
Напомним, осенью 2008 года Владимир Путин утвердил первоначальный вариант долгосрочной стратегии экономического развития РФ до 2020 года. Главными целями были признаны динамичное развитие экономики и повышение уровня жизни граждан. Но принятие «Стратегии-2020» совпало с глобальным экономическим кризисом, который сделал прописанные в документе ориентиры нереализуемыми. Через два года власти официально объявили, что документ надо переписать. В конце 2010 года премьер поручил экономистам заняться обновлением стратегии. Была создана 21 рабочая экспертная группа, которыми руководили ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и ректор Академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау.
При этом стоит заметить, что власти никогда не пускали разработку стратегии на самотек. Как признавались разработчики, им было указано максимально исключить из рассмотрения политические реформы.
Не все однозначно также и с экономической частью «Стратегии-2020». Она находится в антагонистическом противоречии с бюджетом на 2012–2014 годы. Разработчики «Стратегии-2020» советуют правительству увеличивать долю расходов по статьям «образование, здравоохранение, дорожное хозяйство, информационно-коммуникационные технологии и связь» в сумме примерно на 4% ВВП, а расходы на оборону сократить на 2% ВВП. Этот курс получил название «бюджетного маневра – 4% минус 2%». Однако в бюджете и правительственных документах прописан совершенно противоположный маневр – военно-охранительный. На это ранее указывали член правления ИнСоРа Евгений Гонтмахер, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин и другие экономисты. Расходы на безопасность и правоохранительную деятельность увеличиваются в бюджете, согласно оценкам экономистов, почти в полтора раза, финансирование социальных программ сокращается в те же самые полтора раза.
Судьба «Стратегии-2020» пока выглядит неопределенной, сказал вчера «НГ» советник ИнСоРа Никита Масленников. «Хотелось бы верить, что правительство примет стратегию за основу дорожных карт по модернизации экономики. Но практика показывает, что правительство, конечно, с благодарностью принимает выкладки экономистов, но руководствуется их предложениями в сильно сослагательном наклонении», – говорит эксперт. Есть риск, что к исполнению будут приняты лишь отдельные куски «Стратегии-2020», которые нравятся и понятны чиновникам. Но проблема в том, что она либо исполняется полностью, либо не исполняется никак. Ведь это документ, который носит системный характер. Масленников не исключает, что «Стратегия-2020» может повторить историю десятилетней давности, которая случилась с программой Германа Грефа, разработанной в Центре стратегических разработок. Из той программы исключили и засекретили всю часть о политической системе, судебной и административной реформах. Экономическая часть была реализована максимум на 40%.
Однако нельзя забывать, что на этот раз в подготовке «Стратегии-2020» были задействованы беспрецедентно широкие экспертные ресурсы. Речь идет не менее чем о 1,5 тыс. экспертов, говорит Масленников. «Сейчас «Стратегия-2020» выражает консенсус наиболее продвинутой части экспертного сообщества. Это значимый результат и серьезная стартовая площадка для движения дальше. Теперь экспертное сообщество сможет работать в автономном режиме, параллельно правительству над совершенствованием стратегии перехода России к новой экономической модели», – поясняет Масленников.
По его мнению, у обновленной «Стратегии-2020» может появиться даже свой особый адресат – новая правая партия, которая возникнет на российском политическом ландшафте: «Ведь подавляющее большинство ответственных экономистов на сегодняшний день находятся справа от центра».
В то же время некоторые эксперты обратили внимание на то, что долгосрочная стратегия развития государства реализуется не в вакууме, а в динамично меняющихся макроэкономических условиях, которые порой невозможно предсказать заранее. «Поэтому отдельные параметры этого документа вполне могут корректироваться, а акценты смещаться. Бюджет в этом плане – более гибкий и приближенный к текущим реалиям и вызовам инструмент, и его разночтения со «Стратегией-2020» вовсе не нонсенс, а скорее закономерность. «Стратегия-2020» задает высокие цели, которые служат для государства важным ориентиром. Но это не значит, что к этим ориентирам нужно слепо идти, игнорируя новые экономические и политические вызовы», – считает эксперт компании «БКС» Арарат Мкртчян.
Вполне возможно, что на фоне мировой экономической нестабильности теперь уже обновленная «Стратегия-2020» тоже успела устареть. «Она будет изменена и отложена на некоторое время из-за изменившейся рыночной конъюнктуры и приоритетов правительства, о которых можно судить по бюджету на 2012–2014 годы», – полагает руководитель аналитического отдела группы компаний Broco Алексей Матросов. Но не исключено, говорит Матросов, что в преддверии президентских выборов «Стратегия-2020» побудет некоторое время козырным тузом в руках политиков – как раз в силу своей социальной направленности. А после выборов она может уже сильно видоизмениться.