В субботу, 17 декабря, партия «Яблоко» провела митинг на Болотной площади, на который удалось привлечь немногим более тысячи человек. Это не только в разы меньше, чем было на предыдущей акции 10 декабря на той же Болотной, но и значительно уступает заявленной организаторами численности в 10 тыс. участников. Воскресный митинг КПРФ также собрал, по данным правоохранителей, всего около 3 300 сторонников. По мнению экспертов, общественный запрос на протест снижается, а оппозиционные партии не смогли оседлать волну недовольства.
Подавая заявку на проведение акции под условным названием «За честные выборы», «Яблоко» рассчитывало собрать на Болотной площади до 10 тыс. граждан. Однако, по сведениям ГУВД Москвы, в итоге собрались около 1500 граждан, из них 200 представителей СМИ.
Кроме самих яблочников на мероприятии присутствовали активисты «Солидарности», «Демвыбора», «Левого фронта», незарегистрированного ПАРНАСа и даже столичного гей-сообщества.
«Митинг «Яблока» – это свидетельство того, что митинговая активность снижается», – считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. Политолог объясняет происходящее следующим фактором: «Когда нет определенной цели для протестующих, когда нет приза, который они могли бы все вместе получить – а после того как парламентские партии приняли мандаты, стало ясно, что никакого приза в обозримой перспективе не будет, – митинги постепенно ослабнут».
Тем более, полагает сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин, на данном этапе «граждане России не склонны поддаваться на партийные лозунги и выражают свою общегражданскую позицию». И, по словам эксперта, пока любая акция, организуемая той или иной политической силой, «проходит не в защиту позиции той или иной партии, а выражает общее стремление к чистым и справедливым выборам».
Здесь следует отметить, что только за последние пару недель оппозиционные структуры несколько раз серьезно размежевывались, конкурируя за право возглавить протестующих. Сначала организаторы митинга 10 декабря не смогли договориться о месте его проведения, и лидер запрещенной НБП Эдуард Лимонов назвал коллег, согласившихся с предложением мэрии провести его на Болотной, «предателями». А чуть позже телеведущий Леонид Парфенов и писатель Борис Акунин покинули оргкомитет митинга 24 декабря, разойдясь во взглядах с другими участниками оргкомитета, настаивавшими на политизации планируемого мероприятия.
В итоге протестная активность граждан, которую так и не смогли подогреть заинтересованные силы, естественным образом снижается.
«Пока не получается политической приватизации протеста. Механизмы самоорганизации протестных акций в большей степени связаны с лидерами мнения в социальных сетях и самими социальными сетями, – отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – Общим местом тут является неприязнь к политическим организациям и людям, которые пытаются оседлать протестные настроения. Эта неприязнь даже распространяется на тех, кто заседает в оргкомитете подготовки митинга 24 декабря. Любопытным является тот факт, что люди готовы выйти скорее вопреки членам оргкомитета, чем в их поддержку», – считает политолог.