Абоненты «Мегафона» недовольны ростом тарифов – самым масштабным с кризисного 2009 года. Всему виной рыночные амбиции: оттеснив в этом году на третье место «Билайн» по числу абонентов и мобильной выручке, «Мегафон» явно нацелился на лидерство. И для этого приходится повышать расценки.
«Мне вот интересно: в честь чего я должен теперь для «Мегафона» платить за смс по 3 рубля, у них сильно где-то что-то подорожало, манагерам на хлебушко не хватает – цены на SMS повышать?» – возмущается блогер akudryashov, и таких жалоб на просторах Сети наберется не одна сотня. Анализ тарифов показывает, что в центральной части страны «Мегафон» с ноября поднял цену на текстовые сообщения, и в среднем в Москве смс теперь стоят 2,05 руб. Вдвое выросла стоимость отправки сообщений и в других регионах – во Владимире, в Брянске, Калуге, Курске, Орле, Рязани и Туле.
Своих абонентов оператор огорчил повышением стоимости не только SMS, но и голосовых услуг, платы за смену тарифа и подключение дополнительных сервисов. Так, к примеру, до 40% выросла стоимость межгорода внутри сети для абонентов столичного филиала «Мегафона», и теперь она составляет до 9,5 руб. в зависимости от тарифного плана. В аукционе невиданной «щедрости» участвуют более 20 тарифов. Между тем «Билайн» и МТС, наоборот, идут навстречу междугородникам. Новые тарифы «Все включено» и «Супер МТС» позволяют звонить в другие города внутри сети бесплатно, для остальных абонентов операторов междугородний звонок внутри сети стоит от 2,5 до 5 руб. за минуту.
Проанализировав тарифы, можно понять, что в два раза больше – 3 руб. вместо 1,5 руб. – заплатят за звонки внутри сети «Мегафон» жители Белгорода, Липецка, Тамбова и Воронежа. На четверть оператор повысил расценки на северо-западе страны. В большинстве регионов кавказского филиала «Мегафон» ввел абонентскую плату за ряд дополнительных опций к тарифам – за ранее бесплатную услугу «Своя сеть», которая снижает стоимость звонков внутри сети, теперь придется платить по рублю в сутки. Вроде немного, но и за отключение с ничего не подозревающих клиентов оператор соберет по 6 руб. Получается, абонент платит в любом случае.
Справедливости ради стоит отметить, что все операторы время от времени вводят новые платные услуги и закрывают выгодные тарифы – тот же МТС летом, например, позакрывал бесплатный доступ в социальные сети. Избранный «Мегафоном» способ увеличить доходность – такой удобный для компании и такой болезненный для абонентов – призван привести компанию к заветному лидерству. Такие выводы делаешь исходя из финансовых результатов «большой тройки». Несмотря на давние обещания топ-менеджеров «Мегафона» «догнать и перегнать» МТС по выручке и стать лидером российского рынка связи, «оператор № 1» не только не уступает позиции, но и увеличивает отрыв и от амбициозного догоняющего, и от «Билайна». По итогам девяти месяцев разрыв по выручке от мобильного бизнеса в России между МТС и «Мегафоном» на конец сентября вырос до 9,5 млрд. руб., между МТС и «Билайном» – 10,8 млрд. руб. И это при том, что, судя по тем же финансовым отчетам, МТС с начала этого года удерживает позицию самого дешевого, то есть самого выгодного для абонентов оператора. В среднем минута разговора обходится его клиентам в 1,06 руб. – на 25% дешевле, чем клиенту самого дорогого оператора – «Билайна».
Добиться увеличения выручки «Мегафон» мог бы и более гуманными по отношению к клиентам мерами – например, за счет роста абонентской базы. Но в России число SIM-карт уже в 1,5 раза превышает население страны, и привлечение новых абонентов выливается в колоссальные расходы – на маркетинг и отчисления дилерам, которые редко окупаются. Ведь рассчитывать приходится в основном на перебежчиков от других операторов, а такие клиенты, падкие на акции и специальные предложения, как правило, тратят на связь очень мало, да и задерживаются ненадолго. Вот и получается, что повышать доходность «Мегафону» гораздо легче за счет постоянных абонентов – просто подняв цены на услуги.