Замглавы Минздрава Юрий Воронин уверен в том, что Госдума успеет принять пенсионные поправки.
Фото РИА Новости
Накопительная часть в российской пенсионной системе, по-видимому, сохранится. Вчера замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин рассказал о новых законах, которые развивают пенсионную систему. Между тем ранее ведомство Татьяны Голиковой ставило необходимость сохранения накопительной части под сомнение. Но явных аргументов против нее так и не прозвучало.
«Госдума пятого созыва завершает свою работу, и ведомство надеется, что будет принят ряд серьезных законопроектов, которые развивают пенсионную систему», – сообщил вчера статс-секретарь замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин на пресс-конференции «Накопительный компонент пенсионной системы: реальность и будущее законодательное регулирование». Ранее Минздрав ставил накопительный элемент под сомнение из-за явной потери средств и предлагал передать накопительную часть для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. По словам Воронина, «достигнуты все договоренности, и закон о финансировании выплат за счет пенсионных накоплений будет принят». «Мы удовлетворены тем, что в законе сохраняется накопительная часть пенсии независимо от того, кто является страховщиком – государство или негосударственный пенсионный фонд (НПФ), – пояснил он. – Во-вторых, накопительная часть трудовой пенсии будет носить пожизненный характер. И в-третьих, право на получение своих пенсионных накоплений в виде единовременной суммы получат люди, у которых размер накопительной части незначительный и составляет 5% и менее от общего размера трудовой пенсии по старости. Также законопроект вводит возможность срочной выплаты пенсионных накоплений для тех, кто направлял дополнительные страховые взносы и средства материнского капитала на накопительную часть – эти средства можно будет получить в срочном порядке, но не менее 10 лет.
Между тем опрошенные «НГ» эксперты считают, что накопительную часть пока рано «хоронить». «На мой взгляд, накопительную систему необходимо сохранять, так как иначе пенсионная система вообще перестанет иметь смысл, – полагает аналитик агентства «Инвесткафе» Антон Сафонов. – Естественно, что правительство сейчас старается максимально заткнуть «дыры» в пенсионной системе, не сильно беспокоясь о том, что ждет лет через 30 пенсионеров. Однако текущая низкая доходность пенсионных накоплений связана также и с несовершенством законодательства, поэтому необходимо улучшать именно это, тем более что каждые 10 лет менять пенсионную систему абсолютно бессмысленно. Прежде всего необходимо дать, возможно, негосударственным пенсионным фондам и управляющим компаниям (УК), а также и ВЭБу использовать долгосрочные инструменты более свободно, а не наказывать за убыток за какой-то год». При этом необходимо продумать систему гарантий для сохранности таких инвестиций, но не только их начального размера. Государство должно гарантировать, что доходность на уровне хотя бы инфляции будет обеспечена, полагает Сафонов.
Эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев отмечает, что вопросы о необходимости сохранения накопительной части пенсии регулярно возникают потому, что нормально она до сих пор не заработала. «Граждане пока не демонстрируют активного желания участвовать в формировании своей будущей пенсии, полагаясь на государство, – уточняет он. – Хотя количество «молчунов» сокращается, но граждане еще не особо доверяют НПФ, многие из которых предлагают доходность выше, чем ВЭБ, и даже выше инфляции. До сих пор даже не принят закон о порядке выплаты накопительной части пенсии. А уже со следующего года эту часть придется выплачивать. Правда, тем, кто выйдет на пенсию в следующем году, эта прибавка будет мизерной – в районе 40 рублей в месяц. Так получилось потому, что граждане старше 1967 года рождения были исключены из накопительной системы через три года после того, как она начала действовать».
По мнению эксперта, активный противник накопительной части пенсии – именно Минздравсоцразвития. «Ведомство предлагает направить накопительную часть на погашение дефицита Пенсионного фонда и выплаты сегодняшним пенсионерам, – отмечает он. – Фактически Минздрав предлагает вернуться к распределительной системе, которая существовала в Советском Союзе. Чем-то она и неплоха, но если мы к ней вернемся, то размеры выплат будут определяться стажем и экономическими возможностями государства. Заработок конкретного работника на размер его пенсии влиять не будет. Поэтому накопительную систему нужно не ликвидировать, а развивать. И страхование пенсионных накоплений было бы логичным шагом, способствующим повышению доверия со стороны населения».
В свою очередь, гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян уверен, что использование накопительной части на выплату пенсий имеющимся пенсионерам – малоэффективное решение. «Мы пока не видели, чтобы управление накопительной частью пенсий имело отдачу большую, чем инфляция, – говорит он. – В любом случае деньги теряются. Возникает вопрос: зачем же это делать, если можно эти средства потратить на другие нужды и использовать эффективнее?»
По его словам, сегодня и экономическая, и демографическая конъюнктура такова, что РФ неизбежно придет к увеличению пенсионного возраста. «Или же мы должны будем очень серьезную долю госбюджета направлять на покрытие пенсионных дыр. А с имеющейся системой индексаций эти дыры будут закрываться за счет налогов, а не за счет пенсионных отчислений. Такая ситуация ставит серьезные барьеры для механизмов развития экономики», – считает аналитик.