Газовые автозаправки в стране – явление крайне редкое.
Фото автора
В Москве прошла IX Международная газовая выставка технологий переработки и использования газа. В это же самое время в Государственную Думу РФ был внесен проект закона об использовании газового моторного топлива.
На открытии выставки начальник отдела по использованию газа в качестве моторного топлива Департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Евгений Пронин отметил, что если закон будет принят, то он столкнет с почти мертвой точки рынок газомоторного топлива в России, а это значит, что у предприятий, представленных на выставке, резко возрастет количество новых заказов и клиентов, а следовательно, будут расти зарплаты и премии.
Проект закона «Об альтернативных видах топлива┘» лежал в Государственной Думе больше 10 лет. Точнее, не просто лежал – из него методично вычеркивалось все, что могло хоть как-то повлиять на рынок моторного топлива в России. В результате проект стал настолько пустым, что его решили даже не обсуждать на заседании Думы┘
Между тем обсуждать есть что. Когда-то наша страна была чуть ли не пионером в развитии газомоторики. С 1915 года на транспорте стали применять компримированный (сжатый) природный газ, а уже в 1936 году в СССР был создан первый грузовик, работающий на газе, и в следующем, 1937 году принята правительственная программа по внедрению газа в качестве моторного топлива. В СССР был период индустриализации, требовалось много бензина, и такой простой и дешевый выход, как газовое топливо, оказался чрезвычайно кстати.
Великая Отечественная война все приостановила, однако даже в самый тяжелый период – в 1942 году – саратовский обком КПСС сумел наладить на одном из местных заводов производство грузовиков, работающих на газе, который добывали на ближайшем Елшанском газовом месторождении. Причем, как говорит первый вице-президент Национальной российской газомоторной ассоциации РФ Виктор Стативко, «тогда развитие газомоторного транспорта осуществлялось именно комплексно, обком партии четко расписал по предприятиям региона – где, в какие сроки и в каких количествах будут производиться агрегаты или части газотопливной аппаратуры для автомобилей. Таким образом, в 1943 году по Саратовской области курсировали 150 автомобилей на газе, заправляясь фактически прямо из трубы, экономя дефицитное бензиновое топливо, так нужное фронту». А до фронта было рукой подать – немцы стояли под Сталинградом и рвались к Волге┘
После войны Советскому Союзу было не до газового топлива, а открытие в начале 70-х годов богатых нефтяных месторождений и вовсе похоронило тему. И вспомнили о газе как виде моторного топлива лишь в 80-х годах ради сохранения общего топливного баланса в экономике страны. В 1986 году вышло постановление президиума Верховного совета СССР, которое прописало массовый перевод автотранспорта на природный газ и – что важно! – технологическое обеспечение этой задачи. Сначала закупалось импортное оборудование, но скоро уже целые заводы – в Рязани, Свердловской области, в Украине – изготавливали аппаратуру и газовые баллоны, а ЗИЛ и ГАЗ перешли на конвейерную сборку грузовых автомобилей на природном газе. Очень быстро были построены более 400 заправочных станций, причем большая часть в европейской части страны, то есть на территории нынешней России. На газовом автомобиле можно было кататься в центральной части СССР, не боясь остаться без топлива – заправки стояли во всех крупных городах.
А потом случились общий развал и обвал – к 1998 году число заправочных станций в России сократилось до 130–140. Россия опять катилась на бензине и дышала соляркой, хотя весь мир бурно воспринял газомоторные идеи и вовсю пересаживался на газовые автомобили – в 90-х годах их количество исчислялось уже миллионами. К тому же газ оказался не только дешевым, но и весьма экологичным видом топлива, что в конце XX века было чрезвычайно актуальным. На первое место по использованию газа как моторного топлива вышла Португалия, обогнав даже Францию и Германию, в 2009–2010 годах на пятки Европе стали наступать Иран и Пакистан, в которых по дорогам ездит 2 млн. заправленных газом машин.
А в России теперь уже не важно, кто виноват┘ Наши инертные чиновники и пассивные депутаты, которые не смогли разобраться в перспективности перехода на газовое топливо не только для отдельно взятых автомобилистов, но и для всей экономики страны? Нефтяное лобби, заинтересованное в ежечасном росте потребления нефтепродуктов и непросчитавшее, что не потребленную в России нефть можно отправлять на экспорт и не получать при этом желчных упреков в провокации очередного бензинового кризиса на родине? Или ушлые руководители автобаз, быстро понявшие, что газ – в отличие от бензина – просто физически невозможно украсть и превратить в неучтенку и левый заработок? Важно, что на сегодня в России лишь 200 газовых заправок, а на всю Москву – шесть.
Логика малых дел
Но все-таки Россия всегда была жива своими талантами и личностями. Когда-то нынешний губернатор Новгородской области Сергей Митин работал замминистра сельского хозяйства России и на одной из выставок увидел и как профессиональный машиностроитель быстро оценил по достоинству сельхозтехнику, работающую на газе. Теперь в Великом Новгороде общественный транспорт – автобусы – постепенно переходит на газ. Тем более что например, КамАЗ выпускает их уже в большом количестве, а как сказал на днях его представитель на конференции «Газ – в моторах», завод готов производить еще больше, был бы заказчик┘
А одно из хозяйств в Ставропольском крае в течение 20 последних лет работает ТОЛЬКО на газе! И, как утверждает Виктор Стативко, «если сделать элементарный расчет, вспомнив, что у нас в стране по постановлению правительства еще 1993 года цена за литр сжатого природного газа не может превышать половины стоимости литра бензина марки Аи-76, понимаем, почему в Рязани, Свердловской области или Ставропольском крае водители стоят в очереди на газовых заправках по три часа – это топливо очень выгодно!»
Аналогично рассуждали и в Москве, когда в прошлом году принимали постановление «О ходе работ и дальнейших мерах по расширению использования компримированного природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте». В 2012 году на газовое топливо должны перейти 300 автобусов одного из городских автопарков, да и больницы и детские сады столицы с 1 октября 2012 года смогут брать на обслуживание только машины, использующие природный газ или соответствующие экологическим характеристикам не ниже Евро-4. По госзаказу московские чиновники будут со следующего года закупать только ту технику, которая соответствует экологическим характеристикам не ниже Евро-4 или использует в качестве моторного топлива газ. При этом сегодня Москва по уровню потребления компримированного природного газа занимает аж 15-е место в Российской Федерации, а газомоторной столицей России специалисты называют Нижний Тагил Свердловской области: там работают четыре газовые заправки ООО «Газпром трансгазЕкатеринбург», спрос на которые в 2006–2010 годах стабильно составлял 16–17 млн. куб. м в год.
Прочувствовали ситуацию и активно используют газовое топливо в Челябинской, Тульской, Кемеровской областях, в Краснодарском крае, в Кабардино-Балкарии, Башкортостане. «Но все-таки это мелочи, – сокрушается Евгений Пронин. – «Газпром» заключил договора с 60 регионами России, и мы все время подталкиваем их, объясняем, агитируем, хотя это губернаторы и мэры должны быть заинтересованы в том, чтобы перевести общественный транспорт на газ и экономить бюджетные миллионы! Посчитайте – 70 тысяч городов и населенных пунктов России имеют природный газ, в ближайшее время региональные программы газификации, осуществляемые «Газпромом», доставят газ еще в 400 городов. По сути, это реальные возможности создавать заправочные станции и для газобаллонных автомобилей, и для сельхозтехники».
Иногда Пронин с усмешкой говорит, что «у нас железная дорога быстрее поедет на газе, чем российские водители!». Хотя вообще-то это не шутка – первый российский газотурбовоз, созданный не без помощи научного предприятия «Газпрома», сейчас проходит испытания, но он уже занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый мощный в мире. В ОАО «РЖД» мечтают, что через 15 лет только по Свердловской железной дороге будет ездить 90 таких агрегатов, а на БАМе и железных дорогах в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный» – около 300.
Вам ехать – вам и решать!
Новый проект закона об использовании газового топлива в России разработала группа депутатов и сенаторов. Официально в Госдуму РФ документ внес сенатор Николай Рыжков – бывший премьер-министр правительства СССР, точно знающий, во сколько раз газ дешевле нефти и чего может стоить не вовремя принятое стратегическое решение в экономике.
Проект предполагает развитие рынка газомоторного топлива в стране. Например, предлагается размещать заказы на поставки газотопливных транспортных средств для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, может быть введен упрощенный порядок предварительного согласования места размещения газозаправочных и многотопливных АЗС при выделении земельных участков под такое строительство. Более того, планируется вообще запретить строить АЗС без установки оборудования для заправки различными видами жидкого моторного и газомоторного топлива. Федеральные программы в области энергосбережения должны быть дополнены требованием о включении в них мер по замещению жидкого топлива газомоторным, говорится в законопроекте, при этом предлагается прописывать в них объем такого замещения. Скорее всего в проект будет внесено много поправок, замечаний, какие-то его положения будут смягчены. Но если он снова будет выхолощен или ляжет под сукно, российским водителям останется пенять только на себя и свой политический выбор раз в четыре года.
┘ А в будущем? В ближайшем будущем Россия ждет зимнюю Олимпиаду-2014. В Пекине весь олимпийский транспорт ездил на газе, в Лондоне планируется то же самое, в Сочи сегодня недозагружена одна-единственная газовая заправка. Хотя в «Газпроме» говорят, что перевести на газ весь транспорт этого города, включая прибрежные морские трамваи, можно за считанные годы.