АЭС «Куданкулам», построенная по российским технологиям.
Фото автора
После короткой постфукусимской паузы и осмысления произошедшего страны, владеющие атомными технологиями, жестко заявили о продолжении курса на развитие атомной энергетики. Прогноз МАГАТЭ – 350 новых реакторов в мире в ближайшие годы. Однако антиатомное лобби непримиримых не дремлет и активно использует ситуацию. Предметом их идеологической атаки стало прежде всего население с низким образовательным уровнем. К примеру, Индии из-за роста псевдоэкологической активности и подогреваемых конкурентами протестных настроений населения грозят серьезные энергетические проблемы и снижение темпов экономического роста.
Напомним, что Индия собирается построить 30 АЭС в ближайшие 30 лет, и к 2050 году четверть всего вырабатываемого в стране электричества будет производиться с помощью ядерного топлива. Именно для реализации этих планов в прошлом году нижняя палата парламента Индии приняла закон, который открыл индийский рынок атомной энергетики для частных инвестиций, что позволит зарубежным фирмам строить в этой стране новое поколение современных и безопасных АЭС. Это решение привлекло внимание многих стран – производителей ядерных технологий. Ведь рынок атомной энергетики Индии, по оценкам экспертов, оценивается в 150 млрд. долларов.
Но в планы экономического развития Индии вмешивается политика, и это ставит экономическое будущее страны под вопрос. Сейчас в южном штате Тамил-Наду проходит голодовка с требованием отложить ввод в эксплуатацию двух готовых современнейших энергоблоков поколения 3+. Каждый из энергоблоков имеет установленную мощность 1000 МВт. Первый блок «Куданкулама» должен быть сдан в строй в нынешнем году. А в первой половине следующего года планируется запустить второй блок. Речь идет о строительстве «Росатомом» АЭС «Куданкулам» в Тамил-Наду, соглашение о котором было подписано Индией и Советским Союзом еще в 1988 году. Десять лет спустя было заключено дополнение к соглашению. Оно позволило приступить к возведению объекта в 2002 году. Следует напомнить, что тогда другие государства – члены международной Группы ядерных поставщиков опасались взаимодействовать с Индией, поскольку она не подписала договор о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, именно Россия протянула в тот период руку помощи Индии и поддержала ее стремление выйти в передовые промышленно-развитые страны.
Как считает Сергей Кондратьев, старший эксперт фонда «Институт энергетики и финансов», «в нынешней ситуации дело не только в огромных средствах, которые были потрачены на возведение объекта – общие инвестиции превысили 131 миллиард рупий, АЭС стала крупнейшим инвестиционным проектом, реализованным за всю историю страны. Важна и необходимость обеспечения развития промышленности и сферы услуг на территории штата Тамил-Наду.Он является одним из наиболее развитых регионов Индии (стабильно занимая 3–4-е места по объемам промышленного производства в стране), но для штата характерен значительный дефицит электроэнергии. За последние шесть лет потребление электроэнергии выросло в 1,4 раза, но при этом дефицит электроэнергии (ограничения энергоснабжения действующих и отказ в присоединении новых потребителей) достигает 5%, поднимаясь в часы пиковой нагрузки до 10–12%».
Основная идея, на которой спекулируют противники АЭС, банально связана с опасностями атомной энергии, которые продемонстрировала авария на японской Фукусиме. Но при этом, естественно, забывают упомянуть, что АЭС «Фукусима-1» строилась еще в 50-х годах прошлого века по американским технологиям и, конечно же, на сегодня считается устаревшей станцией первых поколений, которые по меньшей мере не совсем правильно сравнивать с лидирующими сегодня на рынке технологиями российских атомщиков. Никто не объясняет людям, что японцы даже не потрудились в свое время модернизировать устаревшее оборудование, прежде чем продолжать эксплуатацию. Как отметил недавно на состоявшейся в Вене 55-й конференции МАГАТЭ представитель китайского атомного ведомства, если в Японии не смогли надежно управлять реактором 1-го поколения, то почему из-за этого надо ставить под вопрос программу строительства АЭС в Китае с реакторами 3-го поколения. Напомним, в настоящее время в Китае одновременно сооружается 24 энергоблока по российским, французским и американским технологиям. Напомним, что в самой Индии в других районах страны успешно работают АЭС предыдущих поколений, которые проходят через новую систему стресс-тестов с учетом всех постфукусимских требований к безопасности. Кстати, удивительно, полагает Сергей Кондратьев, что в этом же штате расположена АЭС «Мадрас», работающая уже почти четверть века (общей установленной мощностью 440 МВт, в 2011/12 финансовом году запланирована выработка на уровне 2,16 млрд. кВт-ч). И население не выходит на улицу с требованием закрыть работающие станции, потому что там народ уже осознал, что АЭС – это не только электроэнергия, но и высокие налоги в местные бюджеты, новые промышленные объекты, что означает рост темпов экономического развития и создание высококвалифицированных рабочих мест.
Факторы, которые влияли на рост интереса к атомной энергетике до аварии на АЭС «Фукусима-1», остались неизменными, включая растущий мировой спрос на энергию, а также реальную экологическую обеспокоенность угрозой глобального потепления (атомная энергетика по-прежнему самый чистый вид энергии), колебание цен на ископаемые виды топлива и безопасность поставок энергоресурсов. Вот мнение на этот счет видного российского ученого Владимира Грачева, доктора технических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии наук, председателя комитета по экологии Госдумы 4-го созыва: «Угольная электростанция мощностью 1000 МВт, то есть такой же мощности, как первый блок АЭС «Куданкулам», выбрасывает в год 140 тысяч тонн сернистого ангидрида, что дает 280 тысяч тонн серной кислоты. Кислотные дожди губят все живое, поражают систему дыхания человека, вызывают отек легких. Кроме того, выбрасываются тяжелые металлы, целый букет канцерогенных и мутагенных веществ, и в течение года тепловая станция на угле выделяет больше радиоактивности, чем АЭС такой же мощности.
Кроме того, от сжигания органического топлива в атмосферу выделяется углекислый газ, который поглощает инфракрасное излучение, происходит аккумуляция части тепла в атмосфере, которое в противном случае рассеялось бы в космосе. Это приводит к повышению температуры. По мнению 49 ученых, лауреатов Нобелевской премии, последствия усиления парникового эффекта на планете могут быть сравнимы лишь с последствиями глобальной ядерной войны. Наводнения, ураганы и другие бедствия – все от этого».
АЭС «Куданкулам» станет в ряд самых совершенных по составу и эффективности систем безопасности атомных станций не только в Индии, но и во всем мире. Проект, по которому ведется сооружение АЭС «Куданкулам» с четырьмя независимыми системами безопасности (в том числе и знаменитая «ловушка расплава»), полностью удовлетворяет требованиям современных нормативно-технических документов Российской Федерации, МАГАТЭ и сертифицирован на соответствие требованиям клуба европейских эксплуатирующих организаций (EUR), применяемым к АЭС, сооружаемым после 2000 года. Принципиальной особенностью проекта является реализация в дополнение к традиционным активным системам безопасности ряда технических решений, основанных на пассивных принципах, которые по общепринятому критерию максимально приближают реализуемый в Индии проект в части его ядерной безопасности к показателям проектов четвертого поколения.
Безусловно, индийское правительство не допустит, чтобы сиюминутные политические интересы бизнесменов от экологии остановили проект почти в 100-процентной стадии готовности. Никто не позволит превратить сотни миллионов долларов в бетонный памятник с самой совершенной технологической начинкой, которую только способно создать сегодня человеческая мысль. Однако гипотетически что будет, если АЭС не достроят? Понятно, что «Росатом», учитывая степень готовности блока, пострадавшей стороной не останется. По контракту придется индийцам рассчитаться. И это будет не самый большой убыток индийской стороны. Миллионы надо будет потратить на консервацию, демонтаж объекта, его охрану в дальнейшем. Это придется делать до тех пор, пока не остынут горячие головы и не пройдет политпохмелье. А после отрезвления, естественно, все поймут, что экономическое развитие региона будет отброшено на десятилетия. Темпы индустриализации будут резко снижены. И экономическое развитие штата затормозится. А это означает безработицу и отсутствие средств на социальные нужды, снижение и без того невысокого уровня жизни простых индийцев. Владимир Грачев напоминает: то, что сейчас творится в Индии, не ново. В 1989 году по политическим соображениям была остановлена работа Армянской АЭС. Шесть лет население мучалось дефицитом энергоресурсов. Дело дошло до того, что сжигали зеленые городские насаждения и мебель (как во время блокады в Ленинграде). Большинство населения высказалось за восстановление работы АЭС, и в 1995 году она была вновь пущена и дает сейчас около 40% электроэнергии в Армении. МАГАТЭ 3 июня 2011 года закончило инспекцию на Армянской АЭС и рекомендовало продление срока ее работы.
Мало кто в Индии думает и о репутационных рисках. Это станет серьезным ударом по имиджу страны. При этом 14 новых стран уже после Фукусимы заявили о планах строительства АЭС на своей территории. Так что лидеры рынка типа «Росатома» или «Aревы» и без Индии проживут. В дамках, похоже, лишь индийские радикалы и те, для кого экология является бизнесом. Не исключают эксперты в этой истории и американского следа. После принятия индийским парламентом закона об ответственности поставщиков оборудования за ядерный ущерб американские компании оказались отрезаны от большого индийского рынка. А с аналогичными проблемами в штате Махарантра столкнулись вдруг и французы, где планируется строительство АЭС «Джайтапур» компания «Арева». Как говорится, ищите тех, кому это выгодно.