Президент Венесуэлы Уго Чавес и вице-премьер России Игорь Сечин договорились о новом кредите.
Фото Reuters
Россия помогла Венесуэле кредитом на сумму 4 млрд. долл. Деньги пойдут на покупку Каракасом российского вооружения. В ответ на это президент Венесуэлы Уго Чавес пообещал россиянам банановый рай и водку из агавы. Эксперты «НГ» считают, что российский кредит носит не экономический, а политический характер. При этом эксперты не отрицают: всегда существует если не экономический, то политический риск того, что Венесуэла долг не вернет. У РФ есть печальный опыт – начиная с 90-х годов страна простила заемщикам около 100 млрд. долл. Однако нынешняя власть считает Венесуэлу полезным другом, говорят эксперты. Именно поэтому РФ куда охотнее выделяет кредиты Каракасу, чем, например, Минску.
Россия подпитала на прошлой неделе дружбу с Венесуэлой очередным кредитом.
В пятницу информагентства сообщили, что Москва выделила Венесуэле кредит на 4 млрд. долл. на «военное и техническое сотрудничество». В 2012 году в бюджет Венесуэлы поступит первая половина кредита, в 2013 году – вторая. По словам президента Венесуэлы Уго Чавеса, кредит даст возможность перевооружить армию, заняться укреплением обороны и защитить имеющиеся у страны природные ресурсы. Тем самым не помешает и эмбарго на поставки вооружения в Венесуэлу, которое США ввели в 2006 году.
Кредит будет предоставлен через совместный Российско-Венесуэльский банк. Он был создан несколько лет назад для упрощения взаимодействия с Венесуэлой – ключевым латиноамериканским партнером РФ. Пакетами акций банка в 25% плюс одна акция владеют Газпромбанк и группа ВТБ.
В собственности венесуэльского Фонда национального развития – 50% минус две акции.
Выделяемые сейчас 4 млрд. долл. – это не единственный российский кредит Венесуэле. Так, в 2010 году РФ помогла Каракасу на сумму в 2,2 млрд. долл., деньги давались на покупку российских танков Т-72С и средств противовоздушной обороны. В целом с 2005 по 2007 год Венесуэла приобрела у РФ военной техники как минимум на 4 млрд. долл. Это были многофункциональные истребители «Сухой» Су-30МК, военные вертолеты, стрелковое оружие. Теперь в списке покупок оказались установки ЗСУ-23х4, переносные минометы и бронетранспортеры.
Российско-Венесуэльский банк специализируется не только на выдаче кредитов Каракасу, но и на финансировании двусторонних проектов. Причем в будущем в этот процесс включится, судя по всему, и Китай. В планах сторон – открыть представительство банка в Пекине.
Пока же Каракас обсуждает с Москвой проект создания совместного бананового предприятия. Помимо бананового рая Чавес пообещал россиянам альтернативу для водки – национальный алкогольный напиток кокуй из агавы. Он предложил вице-премьеру РФ Игорю Сечину рассмотреть возможность поставок в Россию венесуэльского горячительного напитка.
Также у Чавеса зреет идея создания нового нефтяного картеля по образцу ОПЕК. В «новую ОПЕК» должны войти исключительно нефтяные гиганты, не более четырех-пяти стран. Такую идею Чавес озвучил в четверг во время визита российской делегации во главе с Игорем Сечиным и министром энергетики Сергеем Шматко в Венесуэлу. Как отреагировала российская сторона на предложения Чавеса – не сообщается.
Опрошенные «НГ» специалисты уверены, что цель российских кредитов Венесуэле не экономическая, а политическая. «Деньги выделяются в данном случае не из коммерческих соображений, а из политических. Для поддержки режима Венесуэлы, который является дружественным в целом для России и для ряда российских компаний, близких к российскому правительству», – комментирует председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России Сергей Караганов.
Армия Венесуэлы готова воевать российским оружием. Фото Reuters |
В то же время президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов напоминает, что Россия вернула назад далеко не все те средства, которые она выделяла в качестве кредитов развивающимся странам. Начиная с 90-х годов Россия была вынуждена простить долги на сумму около 100 млрд. долл. Судя по сообщениям прессы, в число списанных долгов входит почти 5 млрд. долл. для Эфиопии и столько же для Алжира, 10 млрд. долл. для Вьетнама, почти столько же для Сирии и чуть больше для Монголии, более 11 млрд. долл. для Афганистана. В 2008 году Россия простила около 12 млрд. долл. Ираку и около 5 млрд. долл. Ливии. Обсуждалось и списание долгов Северной Кореи на сумму 11 млрд. долл. Чаще всего причиной списания долгов становились либо смена власти, либо экономический крах действующего режима, в том числе по причине внешнего вторжения. На этом фоне кредит Венесуэле кажется некоторым наблюдателям также слишком рискованным.
«Платежеспособность Венесуэлы – бесспорна. В этом году в соответствии с новой статистикой доказанных запасов нефти Венесуэла вышла на первое место в мире, обогнав Саудовскую Аравию и Россию, – отмечает Никонов. – Но, конечно, в этой стране, которая находится под давлением США, возможны разного рода политические пертурбации. И элемент политического риска в этом кредите есть». «Риск, что российские деньги пропадут или будут выплачены не в полной мере в случае экономического коллапса Венесуэлы или резкой смены правительства, существует», – соглашается Караганов. Однако он добавляет, что все же кредит выделяется под покупку вооружения, а не под бюджет Венесуэлы, поэтому в идеале особых проблем с ним пока не ожидается.
В очереди за российскими кредитами оказалась не только Венесуэла, но и соседние страны, к которым Россия подходит весьма дифференцированно. Так, с Белоруссией летом 2011 года было подписано соглашение о выделении Минску из Антикризисного фонда ЕврАзЭС около 3 млрд. долл. в течение трех лет. Большую часть денег должна предоставить РФ. Первый транш в размере 1,2 млн. долл. должен поступить в Минск до конца этого года.
Но после введения Белоруссией ограничений на импорт судьба второго транша оказалась под вопросом. Сначала в Минфине РФ указали на то, что Минск могут лишить обещанного кредита, потом пообещали, что этого все же не произойдет. Однако ни что не мешает российской стороне снова выступить с жесткими заявления в адрес Белоруссии.
Проблема в том, говорят эксперты, что белорусская экономика уже в принципе не может существовать без внешних заимствований и ничего в таком своем состоянии не пытается изменить. При этом к экономическим вопросам подмешивает политический. Постоянные выпады президента Белоруссии Александра Лукашенко в адрес России не остаются незамеченными. «Россия заинтересована в том, чтобы в Белоруссии сменился режим, который часто ведет антироссийскую политику, – констатирует Караганов. – И мы можем как угодно относиться к режиму Чавеса, но, насколько я понимаю, нынешняя российская власть считает, что Чавес нам полезнее».