Подземных переходов в столице будет больше.
Фото Александра Уткина/PhotoXPress.ru
Подземные пешеходные переходы позволяют одновременно обеспечить и безопасность для пешеходов, и высокую скорость без задержек для транспортного потока. В течение двух лет в Москве планируется построить более 90 подземных пешеходных переходов, 54 из них – в 2011 году. Такие планы были озвучены мэром столицы Сергеем Собяниным в начале 2011 года. «Это большая, отдельная программа, помимо развития транспорта мы должны заботиться о пешеходе», – подчеркнул столичный градоначальник.
Вопрос о необходимости строительства подземных пешеходных переходов недавно возник с новой остротой в связи с трагическим происшествием на Каширском шоссе в районе МИФИ, когда внедорожник сбил молодых людей, стоявших на тротуаре на пересечении Каширского шоссе и Пролетарского проспекта. Пострадали шесть студентов института, две девушки скончались. К сожалению, это не первое происшествие на этом участке дороги. В начале сентября на пешеходном переходе в районе общежития МИФИ грузовик сбил двоих студентов: 19-летняя девушка скончалась.
«Между вузом и городскими властями возникло понимание того, что вблизи студенческих общежитий по улице Москворечье необходимо строительство подземного пешеходного перехода. Проблема на участке пересечения Каширского шоссе с Пролетарским проспектом, мы надеемся, также будет решена: в ближайшее время там планируется реконструкция, и в нее заложен пешеходный переход», – рассказал сотрудник департамента хозяйственного обеспечения вуза.
Подземные пешеходные переходы необходимы не только в районе учебных заведений, но и во многих других местах. Вообще преимущества подземных переходов очевидны – они в первую очередь обеспечивают безопасность пешеходов. Кроме того, нет необходимости в лишних светофорах, то есть не тормозится движение транспорта. Также переходы могут использоваться под размещение сопутствующей инфраструктуры – газетных киосков, палаток фастфуда.
Изначально мысль о строительстве подземных пешеходных переходов появилась в СССР, как и в других странах, из-за растущей нагрузки на наземные магистрали. Однако интересно, что первый пешеходный переход под землей появился в Москве не совсем по плану, а фактически в результате строительной ошибки.
Самый первый московский подземный пешеходный переход был построен под Садовым кольцом в 1935 году и изначально должен был использоваться в качестве вестибюля станции метрополитена «Смоленская» Филевской линии. При реконструкции трассы Садового в 1937–1939 годах планировка станции была пересмотрена, и уже построенный коридор-переход между вестибюлями оказался фактически не нужен. Его некоторое время использовали для служебных нужд, а сегодня этот коридор служит подземным переходом под Садовым кольцом, что позволяет считать его самым первым подземным пешеходным переходом не только в Москве, но и в России.
Массовое строительство подземных пешеходных переходов началось уже после войны, в 50-е годы. В 1959 году метростроевцами были построены подземные пешеходные переходы у «Детского мира», под Октябрьской площадью (ныне Калужская площадь) – у начала Ленинского проспекта, на пересечении проспекта Маркса (ныне не существующий, в 1990 году разделен на улицы Моховая, Охотный Ряд и Театральный проезд) с улицей Горького (ныне Тверская).
По данным на 2009 год, в Москве действовало 95 подземных пешеходных переходов. Согласно принятой столичным правительством масштабной программе развития транспортной системы Москвы, строительство пешеходных переходов (не только подземных) – одна из важных задач.
Только в сентябре было открыто шесть пешеходных переходов на участке Ленинградского проспекта от улицы Лизы Чайкиной до станции метро «Динамо», из них два подземных и один подземно-наземный переход. Средняя протяженность каждого из сооружений составляет 100 метров, а ширина – не менее 4 метров.
Устройство пешеходных переходов на этом участке позволило обеспечить бессветофорное движение. «Кроме того, пешеходные переходы предназначены для использования всеми группами граждан, в том числе маломобильными. Сооружения оснащены лифтами на входе и выходе для инвалидов-колясочников и тактильными плитами для слабовидящих людей», – отметил представитель городского правительства.
Организация подземных переходов – важный этап общего плана реконструкции Большой Ленинградки. При планировании реконструкции других магистралей также специально обозначается обустройство пешеходных переходов.
Так, например, в конце сентября начнется реконструкция Каширского шоссе. На 12-километровом участке шоссе шесть наземных пешеходных переходов заменят подземными и построят три туннеля. Работы обойдутся городскому бюджету в 8,5 млрд. руб. и должны завершиться в конце 2012 года. По словам главы Департамента строительства Андрея Бочкарева, такой масштабной реконструкции дорог в столице еще не было. По прогнозам экспертов, пропускная способность трассы после окончания строительства увеличится на 20%.
Вслед за Каширским шоссе начнется и реконструкция Варшавского. Проект еще не завершен, но известно, что там не будет светофоров и появятся семь подземных переходов.
При строительстве магистрали между Звенигородским шоссе и ММДЦ «Москва-Сити», которое ведется с 2008 года, было предусмотрено возведение пяти подземных пешеходных переходов.
Всего же, согласно городской программе развития транспорта, до 2016 года планируется построить 92 подземных пешеходных перехода.