Проезд «зайцем» – это еще и политический жест недовольных завышенными тарифами россиян.
Фото ИТАР-ТАСС
Большинство россиян (57%) относятся к «зайцам» в общественном транспорте нейтрально или даже с пониманием. Такие данные обнародовал вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос показал, что для многих граждан страны безбилетный проезд является порой самым действенным способом сэкономить деньги. А некоторые считают его своеобразной формой протеста против завышенных тарифов на проезд.
Вчера ВЦИОМ обнародовал результаты проведенного в июле–августе 2011 года опроса среди 1600 жителей большинства российских регионов. В опросе участвовали также транспортные контролеры и потенциальные безбилетники. Как показало исследование, в наземном городском транспорте и метрополитене постоянно не платят за проезд около 5% граждан.
А в электричках безбилетником является уже каждый шестой пассажир (около 18% опрошенных). Электричка, по данным социологов, входит в тройку самых востребованных видов транспорта в России, и именно она занимает первое место в списке тех видов транспорта, в которых, по мнению россиян, незазорно ездить «зайцем» (такой ответ дали 63% респондентов).
Однозначно негативно относятся к безбилетному проезду 39% опрошенных, в то время как 28% опрошенных относятся к этому мелкому правонарушению с пониманием, а 29% – нейтрально. Чаще всего осуждают «зайцев» жители городов с населением 100–500 тыс. человек (44%) и сел (46%). А самыми толерантными оказались москвичи и петербуржцы: среди них относятся с пониманием к «зайцам» 44% жителей.
Объяснить такой парадокс несложно: стоимость проезда в общественном транспорте двух столиц ощутимо отличается от стоимости проезда в других городах. Так, с начала 2011 года в Москве поездка в метро официально стоит 28 руб., в наземном общественном транспорте – 25 руб. Универсальный проездной стоит более 2,3 тыс. руб. За поездки на электричке многие жители Подмосковья должны платить ежедневно по 150–200 руб. Для сравнения: стоимость поездки на наземном транспорте во Владивостоке, Туле, Твери, Волгограде пока не превышает 15 руб., в Екатеринбурге она колеблется на уровне 20 рублей. Но, согласно опросу ВЦИОМа, вне зависимости от региона для половины безбилетников проезд «зайцем» оказывается порой самым действенным способом сэкономить деньги и поправить свое материальное положение. Если представить, что москвичу надо каждый день ездить на работу на автобусе и метро, то за 25 рабочих дней он потратит на транспорт около 2,7 тыс. руб. Если в Москву на заработки едет житель Подмосковья, то его затраты вполне могут превысить 3 тыс. руб. в месяц. При средних по экономике зарплатах в 23–25 тыс. руб. в месяц и растущих коммунальных тарифах расходы на общественный транспорт становятся для многих россиян заметной статьей личного бюджета. Любопытно, что для 17% респондентов безбилетный проезд является даже политическим жестом – это форма протеста против завышенных цен. Каждый пятый опрошенный среди безбилетных пассажиров оправдывает неоплату проезда низким качеством перевозок в городском транспорте и электричках, однако лишь каждый десятый готов платить за проезд больше в том случае, если качество транспортной инфраструктуры заметно улучшится.
В числе самых эффективных способов борьбы с «зайцами» россияне назвали внедрение современных систем контроля над оплатой проезда (35% респондентов) и ужесточение наказания за безбилетный проезд (34%). Логика проста и порочна одновременно – россиянам должно стать выгоднее платить за проезд пусть и высокую цену, а не нарываться на штраф.
Проблема тарифов и безбилетников напрямую связана с доступностью общественного транспорта, которую обсуждали вчера на слушаниях в Общественной палате (ОП). Из презентации начальника департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадия Верховых следует, что борьба с безбилетным проездом полезна, так как способствует замедлению роста цен на проезд. К примеру, в Москве и Московской области в 2011 году объем потерь от безбилетного проезда удалось снизить на 10–15%, и это привело к снижению потребности в индексации тарифов на 8%. В свою очередь, специалисты ОП обратили внимание на то, что из-за проблем с организацией транспортного обслуживания и неэффективного тарифного регулирования большинство регионов попадают в группу риска. Им грозит снижение доступности транспортной инфраструктуры для населения. Высокие риски снижения доступности общественного транспорта отмечены в Новгородской, Воронежской, Псковской областях, Ставропольском и Алтайском краях, низкие – в Краснодарском крае, Татарстане, Новосибирской и Московской областях, в Санкт-Петербурге.
По словам представителей РЖД, Минфин продолжит субсидирование пригородных перевозок, что позволит замедлить рост тарифов.
Независимые эксперты соглашаются, что мотивы безбилетников часто вполне понятны гражданам. «В настоящее время повышение стоимости проезда пока никак не отражается на комфорте пассажиров, особенно в пригородном транспорте», – замечает эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации / Morison International» Петр Клюев. «Возможно, пассажиры до сих пор воспринимают электричку как часть государства. Соответственно в их отношении к оплате за проезд проявляется отношение к самому государству. Ничего хорошего они от государства не ждут и не верят, что за свои деньги получат какую-то пользу», – рассуждает гендиректор компании «ФинЭкспертиза Консалтинг» Дмитрий Шустерняк.
О необходимости ужесточения наказаний за безбилетный проезд независимые эксперты высказываются по-разному. По мнению Клюева, ужесточение штрафов не сократит число безбилетников, для решения этой проблемы требуются комплексные меры. Наиболее эффективными являются применение дифференцированных льготных схем и введение единого проездного документа, который не только должен существенно сократить расходы населения на общественный транспорт, но и сделать проезд более удобным. Шустерняк, в свою очередь, согласен, что государство могло бы дифференцировать стоимость билета в зависимости от времени суток, направлений следования, классности вагонов. Льготные схемы оплаты действительно могут стать решением транспортной проблемы, о полной же отмене платы за проезд россиянам мечтать не стоит, ведь это повлечет для бюджета очень серьезные потери, считает Шустерняк. Также компенсацией затрат на проезд вполне могли бы заняться и сами частные компании-работодатели – если они заинтересованы в том, чтобы сотрудник до них доехал. По мнению эксперта, сейчас в России стоимость проезда в общественном транспорте однозначно завышена. Но, несмотря на это, критику штрафов Шустерняк не поддерживает, ведь безбилетный проезд является административным нарушением и должен предусматривать достаточно серьезные последствия.