Что дает больший экономический эффект ≈ внедрение отдельных инновационных проектов, развитие регионов, применяющих инновационные управленческие технологии, или поддержка компаний, создающих инновационный продукт для западных потребителей? Какие уже существующие отрасли промышленности готовы к инновационным прорывам? Есть ли необходимость создавать новые сферы инновационной деятельности? Вопросов много. Но и ответы уже есть. Об этом свидетельствует опыт пока немногочисленных регионов России, где подход к инновациям заложен в стратегиях развития территорий.
Тема инновационного развития России сегодня сверхактуальна. Об этом шла речь на круглом столе «Инновации в экономике регионов. Опыт, проблемы, решения», который прошел в Кузбассе. За круглым столом собрались представители Министерства регионального развития, «Внешэкономбанка», Института современного развития, фонда «СУЭК-регионам», руководители администрации Кемеровской области, казанского технопарка «IT-парк», руководители и резиденты Кузбасского технопарка, международной информационной группы «Интерфакс».
Следует отметить, что круглые столы, посвященные различным аспектам инновационной политики, проводятся организаторами, в том числе и в Кузбассе, уже три года. Они позволяют участникам не только обсуждать актуальные проблемы инновационного развития экономики, но и корректировать его вектор.
«У каждого региона существует свой определенный опыт, свои элементы, свои решения, которые естественным опытом включаются в общую палитру инновационного опыта, ≈ считает заместитель генерального директора Международной информационной Группы «Интерфакс» Николай Касьянов. ≈ Опыт Кузбасса должен быть использован в связи с тем, что редко где в России, разве что в нефтяных регионах, можно встретить такую концентрацию производства. Думаю, регион, с точки зрения методики внедрения инновационных процессов, является модельным для других регионов России».
Инновационность Кузбасса не только в том, что здесь реализуется много проектов. Это именно та территория, где отмечен инновационный управленческий подход к решению региональных задач.
«Цель региональной инновационной политики ≈ модернизировать существующую технологическую платформу экономики, ≈ считает заместитель губернатора Кемеровской области по экономике и региональному развитию Дмитрий Исламов. ≈ Сейчас в Кузбассе разработаны и реализуются 17 комплексных планов модернизации моногородов. В каждом КИПе предусмотрен к реализации ряд инновационных проектов технопарка».
Как отметил начальник управления по инвестиционному консультированию и экспертизе проектов моногородов департамента региональной политики ВЭБ Илья Кривогов, в 2010 году Кузбасс получил на модернизацию моногородов около 3 млрд. руб. По мнению Кривогова, в регионе применяется инновационный подход в развитии муниципалитетов: деньги направлены на старт новых проектов в моногородах, в первую очередь, в секторах, не связанных с градообразующей деятельностью. Пилотные проекты, которые опробованы в трех первых моногородах, администрация региона запускает сейчас и в других территориях, не дожидаясь федеральных денег. И это привлекает внимание инвесторов.
Дополняя политику региональных властей, отдельные крупные компании восполняют дефицит инновационных технологий с помощью собственных внутренних инструментов. Так в Сибирской генерирующей компании действует специализированное подразделение «Центр управления проектами переработки угля и золошлаковых отходов». В нем аккумулируются инновационные технологии в области геологоразведки, добычи, обогащения угля, газификации, сушки и брикетирования угля, переработки его в жидкое топливо, безопасности эксплуатации подземных месторождений. Угольными станциями в процессе сжигания угля ежегодно образуется около 2 млн. тонн новых отходов. В марте с.г. на базе «Беловской ГРЭС» был запущен первый завод по их переработке в легкие наполнители для продукции на их основе «СУЭК Спешелти Минералз», инвестиции в который составили 120 млн. руб.
Компания также проводит конкурс на лучшую инновационную идею с призовым фондом 500 тыс. рублей. Есть уже и первый победитель: новый метод удаления угольной пыли при угледобыче предложили специалисты хакасского подразделения компании. Этот метод уже внедрен на некоторых предприятиях СУЭК.
Вверх на социально-инновационном лифте
Помимо инновационных проектов в сфере безопасности угледобычи и энергетики, переработки отходов, компания старается внедрять и социальные инновации. Накануне Дня шахтера в Ленинске-Кузнецком открыт третий в стране детский музей науки - подобные музеи есть сегодня лишь в Москве и Петербурге.
В непосредственной связи с инноватикой сегодня обсуждается тема социальных лифтов ≈ один из главных вопросов государственной молодежной политики. Инновации ≈ сфера, в которой молодой человек может в полной мере реализовать свой научно-исследовательский потенциал, управленческие амбиции. Инновации ≈ это дело молодых.
К примеру, в Татарстане, где уже функционирует 14 технопарковых структур, каждая из которых четко специализируется на определенном направлении, одним из серьезных приоритетов, позволяющих реализовывать свои идеи и проекты именно молодым, является сфера IT-технологий. В дополнение к действующему «Технопарку в сфере высоких технологий «IT-парк» в ближайшее время планируется построить целую IT-деревню для 20 тысяч специалистов сферы высоких технологий в окрестностях Казани.
Уже в будущем году планируется начать строительство офисных помещений с одномоментным возведением объектов инфраструктуры. Здесь же планируется открыть филиал Казанского (Приволжского) федерального университета. Рядом с IT-деревней есть горнолыжная база, поле для гольфа. В Казанской IT-деревне часть проектов будет реализовываться совместно со «Сколково». Принципиальная установка властей: качество жизни высококвалифицированных, высокооплачиваемых специалистов, которые будут жить в IT-деревне, должно способствовать созданию инновационных продуктов мирового уровня.
«Перед нами возникнет проблема привлечения высококвалифицированных кадров, – говорит директор казанского IT-парка Динар Насыров. – И мы четко понимаем, что успех инновационного развития будет зависеть от того, какого уровня условия жизни мы предоставим на этой территории. Мы предполагаем, что от 30 до 50% специалистов для IT-деревни мы сможем подготовить в республике Татарстан. Сейчас в рамках Казанского (Приволжского) федерального университета открыта «Высшая школа информационных систем и технологий». Упор делается на подготовку практико-ориентированных специалистов. Программа обучения строится на основе программ передовых мировых университетов, а со второго семестра студенты выходят на практику к резидентам IT-парка. Они начинают работать в реальных проектах и уже могут получать заработную плату. Оставшуюся часть специалистов будем приглашать в IT-деревню как из России, так и из стран СНГ и ближнего зарубежья».
Продукты, создаваемые резидентами IT-парка, сегодня очень востребованы, в том числе и на Западе. Среди резидентов IT-парка есть такие, чьи продукты поставляются более, чем в 60 регионов РФ. Потребителями программных продуктов являются и нефтегазовые компании. К примеру, один из резидентов предложил абсолютно новый метод поиска месторождений нефти, позволяющий обнаруживать залежи нефти почти в 30 раз быстрее и дешевле, чем традиционные методы. Есть серьезные IT-решения в сфере здравоохранения, образования, безопасности, энергосбережения, электронных государственных услуг и пр.
Средний возраст резидентов IT-парка - 24 года. Это образованные, талантливые молодые люди, имеющие блестящие перспективы для дальнейшего карьерного и профессионального роста.
В Кузбассе на базе технопарка также созданы все возможности для эффективного роста. Молодые ученые могут реализовывать не только научно-исследовательский, но и управленческий потенциал, участвовать в социальной жизни региона. Появились первые «истории успеха» инноваторов. Проект Александра Бервено «Сорбенты Кузбасса» ≈ производство из угля нано-углеродных материалов, которые могут извлекать из воздуха кислород и азот в 10 раз дешевле, чем при существующих методах. О своем проекте Александр уже доложил Президенту России.
Примеры Кузбасса и Татарстана демонстрируют положительный инновационный опыт. Но, по мнению экспертов, говорить об инновационном прорыве, имея немногочисленные примеры успехов регионов, пока не приходится.
≈ В 80-м году на сырье и топливо приходилось 45% мировой торговли, сейчас порядка 9%, через десять лет ожидается снижение до 5%. Это говорит не только о том, что Россия со своим сырьевым направлением будет отставать, ≈ отмечает генеральный директор «Интерфакс-Центр экономического анализа» Михаил Матовников. ≈ Наш анализ опыта внедрения инноваций в регионах показывает, что часто при большом числе реализованных проектов, принесших даже хороший финансовый эффект, на уровне экономики региона никаких сдвигов не происходит. Ну реализуют успешно 100 проектов, трудоустроят 1500 человек, заработают 100 млн. рублей выручки – но в экономике региона это капля в море, а сами проекты потом отчего-то останавливаются в развитии, не дают в будущем 1 млрд. выручки.
В то же время мы ведем проект по мониторингу российских международно конкурентоспособных компаний – и выясняется, что есть ряд малоизвестных российских компаний, которые занимают на мировых рынках значимые ниши, зарабатывая сотни миллионов долларов.
Если попытаться понять, чем они отличаются от типичных резидентов российских технопарков, то станет ясно, что главное отличие – это стремление работать на глобальном, большом рынке, позволяющем быстро и неограниченно (в масштабах компании) расти. Если присмотреться повнимательнее, то выясниться, что некоторые из этих компаний, основанных россиянами, на самом деле начали свою деятельность в технопарке где-нибудь в Финляндии или Германии.
Если же посмотреть на российские технопарки, то там часто все═наоборот: вместо того, чтобы искать и привлекать к себе перспективные компании по всему миру с прорывными идеями, организаторы технопарка ждут, когда к ним придут инноваторы, возникшие в этом самом регионе с населением 1,5 млн. человек и ограниченным опытом ведения бизнеса, особенно инновационного. В результате - ═получаем инноваторов с часто очень небольшим потенциалом развития.
Я не отрицаю полезность поддержки и таких локальных инновационных проектов, но, в конечном итоге, они погоду не делают. Если технопарк хочет реально влиять на будущее региона, надо делать все наоборот по сравнению с традиционной моделью. Во-первых, инноваторов надо искать по всей России, даже по всему миру, понимая, что за реально перспективные инновации идет глобальная конкуренция, в том числе - с развитыми странами, их нужно целенаправленно искать, привлекать и создавать условия. Во-вторых, есть еще путь развития инноваций, которые будут востребованы в большом масштабе в регионе создания технопарка, например, промышленными предприятиями. Наши исследования, в частности, показывают, что в России потенциально самый большой эффект могут дать инновации, казалось бы, в самых традиционных секторах, прежде всего ≈ ТЭК. Например, если Кузбасский технопарк будет концентрироваться на инновациях, которые нужны угольным и иным крупным компаниям региона, или которые основаны на местном сырье, то такие инновации дадут большой мультипликативный эффект для экономики региона. При этом технопарк должен не просто предоставлять аренду по льготным ставкам, но и всячески содействовать, чтобы инновации находили своего покупателя в регионе, привлекали инвестиции заинтересованных компаний. Мы, кстати, видим большой спрос на инновации компаний топливно-энергетического сектора: если посмотреть на объем инвестиций в инновации, то около 70% таких инвестиций═приходится именно на компании отраслей ТЭК.
Эксперты анализируют, компании продолжают создавать и продавать инновационные продукты, регионы разрабатывают стратегии. Запущенный инновационный процесс в России уже не остановить ни на минуту. И подтверждением тому стало заявление заместителя губернатора Кемеровской области Дмитрия Исламова о том, что в Кузбассе в поддержку инициативы премьера Владимира Путина начало свою работу Агентство стратегических инициатив. До конца 2011 года планируется сформировать пул из 100 готовых к реализации проектов, в том числе социальных, для тиражирования их в масштабах области и России.