Премьер Владимир Путин и ректор Московского государственного строительного университета Валерий Теличенко обсуждают проблемы высшего образования.
Фото с сайта правительства РФ
Систему высшего профессионального образования ждут новые реформы. Высшую школу надо настроить под запросы экономики и рынка труда, призвал вчера премьер Владимир Путин на совещании с активом Российского союза ректоров. Эксперты считают, что в совершенствовании нуждается как действующая система ЕГЭ, так и оплата труда профессорско-преподавательского состава. Разница зарплат руководства вузов и рядовых преподавателей достигает сегодня в России 12–15 раз.
Вчера в Московском государственном строительном университете премьер Владимир Путин встретился с активом Российского союза ректоров (РСР), в который входят примерно тысяча руководителей высших учебных заведений. Эта общественная организация еще ни разу не давала повода усомниться в лояльности к власти.
В благодарность за конструктивное сотрудничество Союзу ректоров делегированы права выступать с законодательными инициативами, а заодно проводить экспертизу законопроектов, регламентирующих правоотношения в сфере образования и вузовской науки.
Сегодня система высшего профобразования включает в себя 1090 гражданских вузов, имеющих госрегистрацию. Из них 605 – государственные и муниципальные учебные заведения, 485 – частные. За последние годы сформирована сеть ведущих университетов, в которую входят: флагманы отечественной высшей школы – МГУ и СПГУ, а также 8 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов.
Численность студентов составляет на сегодня около 7 млн. человек. Из них 5,8 млн. учатся в государственных и муниципальных вузах, но лишь 2,6 млн. обучаются за счет бюджета. Численность студентов на платных местах постоянно растет. В настоящий момент она достигла без малого 3,23 млн. человек, а в 2006 году была чуть более 3,14 млн.
Несмотря на частные взносы и платежи, содержание высшей школы влетает казне в копеечку. В текущем году расходы федерального бюджета на высшее профобразование составляют 389 млрд. руб. Госинвестиции в высшее образование за шесть лет выросли более чем в три раза. Однако средства расходуются не всегда эффективно. В этой связи Путин призвал ректоров настроить образование под запросы экономики и рынка труда.
Наговорив массу приятных вещей, премьер переключился на критический анализ ситуации в высшей школе. В частности, посетовал на низкий уровень зарплат в вузах. Средняя зарплата в системе высшего образования составляет 21,7 тыс. руб., что ниже, чем по экономике в целом. Путин поставил задачу в течение года повысить легальный заработок профессорско-преподавательского состава.
Сделать это можно за счет перераспределения денежных потоков в вузах. Например, урезав содержание административного аппарата институтов и университетов, который последние годы растет ударными темпами. Придумываются новые должности, департаменты, отделы. В штате некоторых вузов уже 20 проректоров, зарплаты которых в 12–15 превышают средний оклад профессорско-преподавательского состава. Получается, государство фактически финансирует содержание «конторы», а не образования, констатировал Путин.
Премьера не удовлетворяет и система приема студентов в вузы. За увеличением числа студентов, по его мнению, подчас стоит стремление заполучить финансирование. В результате ряд вузов принимает на бюджетные места абитуриентов с крайне низким баллом ЕГЭ. Так, в 7 вузах проходной балл ЕГЭ был ниже 50. По старым правилам – это слабая «троечка». И в результате конкурсный отбор стал профанацией, резюмировал Путин. В то же время в десятках вузов по итогам приемной кампании зафиксирован недобор студентов на бюджетные места.
С путинской критикой высшей школы согласны и независимые эксперты. «Внедрение ЕГЭ увеличило количество случайных абитуриентов, поступающих в отраслевые вузы. Одновременно с этим потеряли смысл подготовительные курсы и специализированные олимпиады, которые позволяли выпускникам школ реально повысить уровень своей подготовки», – говорит член правления Объединения энергостроителей Александр Щукин. По его словам, занятия на подготовительных курсах длились до двух лет и, посещая их, школьники готовились к поступлению в конкретный вуз. Таким образом, их выбор был более сознательным. Сейчас же выбор носит более случайный характер. «Это приводит к снижению как количества, так и качества абитуриентов. В частности, в этом году был недобор во многие вузы, что в будущем приведет к снижению качества подготовки специалистов», – не исключает эксперт.
Председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе ожидает позитивных перемен в системе высшего образования страны. «Изменения обязательно будут», – уверен он. Они должны коснуться ЕГЭ, порядка зачисления на бюджетные места победителей олимпиад, усиления финансирования ведущих и рейтинговых вузов и закрытия слабых и бесперспективных высших учебных заведений.
«Что касается коррупции, то она в вузах есть, никто этого не оспаривает. Борьба с ней должна вестись не только через выявление недобросовестных преподавателей, но и с помощью системных мер, позволяющих улучшить статус и финансирование профессорско-преподавательского состава, чтобы ему было что терять», – говорит Трапаидзе.