Биржи готовятся к новым сюрпризам мировой экономики.
Фото Reuters
Темпы роста экономики еврозоны в минувшем квартале оказались самыми низкими после выхода из рецессии в конце 2009 года. Восстановить прежнюю динамику европейцам будет не просто, все проблемные страны, включая Испанию и Италию, готовят радикальные программы бюджетной экономии, чтобы избежать судьбы Греции и Ирландии. Главный локомотив еврозоны – Германия – показывает по итогам минувшего квартала почти нулевые темпы роста.
Не добавили оптимизма и уточненные данные ВВП Германии за первый квартал. Как выяснилось, в годовом исчислении рост ограничился 5%, а не 5,2%, как сообщалось ранее. Эксперты делают неутешительный вывод о том, что крупнейшая экономика ЕС во втором квартале едва избежала стагнации, настроения потребителей и инвесторов существенно ухудшились на фоне нерешенных долговых проблем еврозоны.
Между тем именно ФРГ превратилась в локомотив, тянущий из рецессии и долговых кризисов экономики стран еврозоны. И торможение роста ее ВВП неизбежно негативно отразится на ситуации в регионе в целом. Что уже и происходит. Вчера стало известно, что темпы экономического развития в еврозоне во втором квартале замедлились с 0,8 до 0,3%. Например, рост французской экономики был нулевым, итальянской – 0,3%, испанской – 0,2%. Темпы роста ВВП еврозоны в минувшем квартале оказались самыми слабыми с конца 2009 года – с начала выхода из рецессии.
Происходящее в Европе напрямую касается России. Вчера днем российский рынок акций скатился в район 1480 пунктов по индексу ММВБ – вслед за дешевеющей нефтью и уходом в отрицательную зону Европы. В свежем бюллетене «Новый КГБ» (Комментарии о Государстве и Бизнесе), подготовленном Центром развития и Высшей школой экономики под редакцией Сергея Алексашенко, отмечается: динамика промышленного производства в июле 2011 года свидетельствует о том, что замедление роста началось еще до августовских катаклизмов на мировом и российском рынках. Прирост промышленного производства по отношению к тому же периоду прошлого года, по данным Росстата, составил в июле 5,2% (против 5,7% в июне и 4,8% во втором квартале), а со снятой сезонностью к июню – 0,4% (против 0,7% в июне и 0,5% в среднем за месяц во втором квартале). При этом наибольшее замедление испытала обрабатывающая промышленность, где производится две трети общего объема российской промышленной продукции. Здесь прирост выпуска замедлился в июле до 5,3% против 7,1% в июне, констатируют аналитики Высшей школы экономики. Со своей стороны, главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков не видит в замедлении темпов роста ведущих экономик мира (США, ЕС и Японии) чего-то особенного. «Развитые мировые экономики при сложившейся долговой нагрузке не могут расти, как прежде, на уровне 3–4% в год. Для них рост в 1–2% в сложившихся условиях можно считать вполне достаточным», – подчеркнул Гавриленков. Тяжелых последствий он не ждет – рецессия скорее всего не повторится, ведь на финансовых рынках – избыток ликвидности. Однако этот фактор создает новые риски. Ближайшие годы для России будут очень нестабильными. «Сохранится высокая волатильность цен на сырье и нефть. Из-за этого будет колебаться и курс рубля. Паника возможна. Думаю, будет штормить», – не исключил экономист.
«Прямой связи между замедлением роста ВВП Германии и падением цен на нефть нет. Стоимость нефти определяется массой факторов, многие из которых не имеют ничего общего с реальным ростом или падением ее физического потребления. Товарные рынки для многих инвесторов – это альтернатива обесценивающимся евро и доллару», – говорит замгендиректора холдинговой компании «Совтрансавто» Александр Кравцов. По его мнению, если взять данные Германии с начала года нарастающим итогом, то они окажутся одними из лучших в посткризисный период. Слабые показатели во втором квартале Германии – прямое следствие долгового кризиса в ЕС. Если рассматривать «большую семерку», то во втором квартале почти все эти страны не дотянули до прогнозов, уверен руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов. Он полагает, что снижение спроса на сырье и нефть оказывает негативное влияние на основные отрасли. Но это явление временное. «Если рост мировой экономики скоро восстановится, то это приведет к повышению спроса на сырье и нефть, что сделает Россию привлекательной для инвесторов», – подчеркнул Матросов.