Низкие цены на овощи недолго будут радовать покупателей.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Всемирный банк (ВБ) бьет тревогу – цены на продовольствие в мире выросли на 33% по сравнению с июлем 2010 года. При этом мировые запасы продовольствия остаются на «тревожно низком уровне». Россия пока может не беспокоиться, поскольку ситуация в стране относительно благоприятная – цены на овощи падают, а рост по другим группам продовольствия по итогам июля не превышает 2%. Впрочем, как отмечают эксперты, ситуация может радикально измениться: если до президентских и парламентских выборов власти постараются сдерживать подорожание, то к весне 2012 года цены уже ничто не остановит.
«Мировые цены на продовольствие повысились на 33% и сохраняются на уровне существенно выше, чем был зафиксирован в июле 2010 года. Они приближаются к пиковому уровню 2008 года.
Мировые запасы продовольствия остаются на тревожно низком уровне», – говорится в очередном отчете, опубликованном на сайте Всемирного банка. При этом внутренние цены на продовольствие колеблются непредсказуемо. На некоторых рынках за прошедший год цены на кукурузу выросли на 100%, на других рынках, наоборот, снизились на 19%. Согласно данным доклада, за прошедший год средние цены на кукурузу выросли на 84%, на сахар – на 62%, пшеницу – на 55%, соевое масло – на 47%.
«Правительства стран должны самостоятельно уравновесить все социальные, политические факторы, чтобы выработать политику, которая защитит самые уязвимые слои населения в долгосрочной перспективе», – отмечает ВБ.
Между тем в России ситуация на первый взгляд складывается вполне благоприятная. Как отмечает в своем исследовании динамики цен на группу основных продовольственных товаров компания inFOLIO Research Group, рост цен на группу основных продовольственных товаров (без учета овощей) на 1 августа этого года по сравнению с 1 июля составил 1,8%. «Наибольший рост продемонстрировало молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2% жирности – 4,8%, подсолнечное масло – 4,4%, сахар – 3,2%, – отмечают аналитики компании. – При этом рост цен на сливочное масло и маргарин составил 0,3% и 0,1% соответственно, на сметану – 0,6%. Очень важно, что в июле наконец-то приостановился рост цен на хлеб «Нарезной» (0,1%) и «Дарницкий» (0,2%), а также на говядину и свинину (0,1%)». Характерная для второй половины лета ситуация сложилась на рынке овощей, входящих в перечень основных продуктов. Так, розничные цены на картофель за месяц упали на 58% и продолжают падать. Капуста подешевела на 39%. А вот огурцы подорожали к концу июля более чем на 69%.
«Таким образом, данные июля говорят о довольно благоприятных тенденциях на продовольственных рынках, – отмечают аналитики inFOLIO. – Во-первых, страна постепенно преодолевает негативные последствия прошлогодней засухи. Во-вторых, меры правительства по сдерживанию роста цен начинают реально работать. Однако общая нестабильность мировой и национальной экономики, традиционное нежелание производителей, поставщиков и конечных продавцов снижать цены не позволяют сделать благоприятный прогноз по поводу дальнейшей динамики цен на основные продукты питания».
Комментируя результаты исследования, гендиректор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков отметил, что к октябрю рост цен на сахар и подсолнечное масло скорее всего приостановится. Цены на хлеб также не будут расти. «Причин тому две, – отмечает эксперт. – Во-первых, грядущие парламентские и президентские выборы, в канун которых по старой российской традиции цены замирают. Во-вторых, новый урожай, который всегда приносит снижение цен на овощи и замедление темпов роста цен на другие продукты питания. Думаю, сейчас есть все основания говорить о том, что мы вступаем в кратковременный период относительной стабилизации цен, который сменится их резким взлетом уже в мае следующего года». Единственной проблемой ближайшей зимы останутся цены на говядину: уже сейчас можно сказать, что в 2011 году хозяйствам, занимающимся разведением крупного рогатого скота, не удастся преодолеть негативные последствия прошлого лета, а значит, цены по-прежнему будут расти, какими бы эффективными ни были действия правительства.
В свою очередь, заместитель гендиректора компании «Агана» Олег Сухарев отмечает, что в России постоянный рост цен, изредка сменяющийся краткосрочным снижением на некоторые виды товаров, никого не удивляет. И в этом смысле ситуация в стране не сильно отличается от общемировых тенденций. «В существующей экономической системе, основанной на постоянной эмиссии, покупательная способность денег имеет тенденцию к постоянному снижению, – продолжает он. – Потребители должны понимать, что в рамках такой модели цены на продукты будут продолжать расти».
По мнению аналитика агентства «Инвесткафе» Антона Сафонова, сейчас будет дешеветь плодоовощная продукция, также возможно некоторое снижение цен на мучные изделия и на хлеб. «Однако, на мой взгляд, производители закладывают риски роста цен уже сейчас, поэтому для потребителя такое снижение будет незаметно, – считает он. – Также возможно незначительное удешевление мясной и молочной продукции».
А тот факт, что цены на продукты в России традиционно выше европейских, аналитики объясняют субсидиями, которые ЕС щедро раздает своим производителям. «То, что в Европе цены на продукты питания ниже, чем в России, объясняется, с одной стороны, активной политикой субсидирования европейских фермеров на национальном и наднациональном уровнях, с другой – цены на отечественную сельскохозяйственную продукцию теперь определяются не только с учетом интересов переработчиков, оптовиков и конечных продавцов, но и производителя, – поясняет Клепиков. – Элементарный пример: себестоимость немецкого молока с учетом государственных и общеевропейских дотаций составляет 11–13 руб. за литр, а российского – 15–19 руб. До прошлого года продавцам удавалось «прогибать» производителей, заставляя их работать себе в убыток. За счет этого цены на прилавках российских магазинов, в частности на молоко, были на уровне европейских или ниже. Сегодня интересы крестьян защищены государством и благоприятной для них конъюнктурой. В итоге конечные цены поползли вверх. И единственное, что может их остановить, – резкое наращивание объемов субсидирования, но в нынешней макроэкономической ситуации это невозможно».