0
1196
Газета Экономика Интернет-версия

26.07.2011 00:00:00

Бензин понемногу становится дефицитом

Тэги: бензин, цены


бензин, цены Цены на топливо в России все больше отдаляются от автолюбителей.
Фото Reuters

Апрельский коллапс, когда ряд регионов страны столкнулся с нехваткой бензина, может повториться в ближайшее время. Как отмечают независимые отраслевые аналитики, ползучий рост цен на топливо – 4–5 коп. за литр в неделю – наблюдается уже сегодня. А его дефицит – реальная проблема, которую необходимо решать безотлагательно.

По данным мониторинга, который постоянно ведет информационно-аналитический центр (ИАЦ) «Кортес», нефтепродукты на АЗС в среднем по России за прошедшую неделю подорожали на 5 коп. Бензин марки АИ-80 стоит теперь 23,8 руб., АИ-92 – 25,56 руб., АИ-95 – 27,29 руб. за литр. На взгляд рядового потребителя, привыкшего к куда более значительным скачкам, ситуация вроде бы нормальная. Однако успокаиваться рано, считают аналитики.

В беседе с «НГ» президент Российского топливного союза и глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша отметил, что дефицит уже наблюдается, причем в течение последних четырех месяцев. Более детальный расклад он делать не стал, сославшись на предстоящую сегодня пресс-конференцию, «где все будет ясно изложено».

Впрочем, как пояснил «НГ» директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, ситуация, которая складывается сегодня, далеко не спокойна. «Ее обострение произошло из-за того, что вступили в силу технические регламенты по Евро-2, – отмечает он. – В результате бензин, не подпадающий под новые ограничения, перестал поступать на рынок. Решение правительства о том, что сроки введения Евро-2 будут отодвинуты на 2012 год, появилось лишь на днях, так что производители не успели к этому подготовиться. Вот вам и дефицит».

По данным «Кортес», за шесть месяцев 2011 года было пущено на внутренний рынок 14,8 млн. тонн автобензина. Тогда как за этот же период прошлого года – 15,3 млн. тонн. Разница – 3,2%. При этом растет спрос – как минимум на 5%. «Если сложить рост спроса и уже имеющийся недостаток топлива на рынке, получается дефицит примерно в 8%, – поясняет Строков. – При этом комплексного решения проблемы не видно, происходит лишь затыкание постоянно возникающих дыр».

Можно отметить еще и такой факт, как рост цен на дизельное топливо, продолжает аналитик. «Сегодня цена на АЗС на летнее дизтопливо превысила зимние показатели – 24,81 рубля за литр, вместо 24,41 рубля в феврале 2010 года, – перечисляет Строков. – Это означает, что в зиму страна войдет с еще более высокой ценой на дизтопливо, которая неминуемо потянет за собой и цены на остальные марки бензина».

Что делать в этой ситуации? «Как минимум принять некую систему, которая защищала бы внутренний рынок, – считает представитель «Кортес». – От мировых цен никуда не деться, но внутри страны можно было бы ограничить премию продавцов на уровне в 10–15% и контролировать соблюдение этого показателя силами антимонопольной службы».

В связи с этим Московская топливная ассоциация написала письмо премьеру Путину с просьбой повлиять на ситуацию.

Как отмечает аналитик компании БКС Андрей Полищук, в этом году ряд регионов уже испытывали дефицит бензина, так что новая угроза реальна. «Впрочем, дефицит в большей степени связан не с нехваткой перерабатывающих мощностей, а со структурой выпуска нефтепродуктов и ценовой конъюнктурой, – поясняет он. – Перерабатывающих мощностей в РФ вполне достаточно, но глубина переработки очень низкая, поэтому на внутреннем рынке возникает недостаток светлых нефтепродуктов».

В 2011 году резко выросли акцизы на нефтепродукты: по бензинам на 30–50%, на дизтопливо в два раза. Переложить рост налогов на потребителей нефтекомпаниям не дали, а контроль внутренних цен со стороны ФАС привел практически к убыточности розничного бизнеса, отмечает Полищук. «При росте цен на мировых площадках нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть и темные нефтепродукты, чем увеличивать глубину переработки для поставок бензинов на внутренний рынок, – продолжает он. – Для решения проблем нужно снизить налоговую нагрузку и отпустить цены на внутреннем рынке РФ, тогда нефтяные компании будут заинтересованы в инвестициях в НПЗ для увеличения глубины переработки. Также разрешить поставки Евро-2 на внутренний рынок, так как многие заводы еще не готовы к переходу на Евро-3».

Руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов полагает, что угроза дефицита бензина достаточна велика, что обусловлено как ростом спроса на бензин, так и переходом 12 нефтяных компаний к модернизации НПЗ для производства более качественных нефтепродуктов в большем объеме.

«Однако пока эта модернизация не произойдет, дефицит на бензин, вероятнее всего, будет сохраняться, – полагает он. – В ближайшей перспективе можно ожидать продолжения роста цен на бензин, так как переход к более производительным НПЗ будет происходить постепенно».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1816
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3802
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2853
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2324

Другие новости