Цены на топливо в России все больше отдаляются от автолюбителей.
Фото Reuters
Апрельский коллапс, когда ряд регионов страны столкнулся с нехваткой бензина, может повториться в ближайшее время. Как отмечают независимые отраслевые аналитики, ползучий рост цен на топливо – 4–5 коп. за литр в неделю – наблюдается уже сегодня. А его дефицит – реальная проблема, которую необходимо решать безотлагательно.
По данным мониторинга, который постоянно ведет информационно-аналитический центр (ИАЦ) «Кортес», нефтепродукты на АЗС в среднем по России за прошедшую неделю подорожали на 5 коп. Бензин марки АИ-80 стоит теперь 23,8 руб., АИ-92 – 25,56 руб., АИ-95 – 27,29 руб. за литр. На взгляд рядового потребителя, привыкшего к куда более значительным скачкам, ситуация вроде бы нормальная. Однако успокаиваться рано, считают аналитики.
В беседе с «НГ» президент Российского топливного союза и глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша отметил, что дефицит уже наблюдается, причем в течение последних четырех месяцев. Более детальный расклад он делать не стал, сославшись на предстоящую сегодня пресс-конференцию, «где все будет ясно изложено».
Впрочем, как пояснил «НГ» директор по стратегическому развитию ИАЦ «Кортес» Павел Строков, ситуация, которая складывается сегодня, далеко не спокойна. «Ее обострение произошло из-за того, что вступили в силу технические регламенты по Евро-2, – отмечает он. – В результате бензин, не подпадающий под новые ограничения, перестал поступать на рынок. Решение правительства о том, что сроки введения Евро-2 будут отодвинуты на 2012 год, появилось лишь на днях, так что производители не успели к этому подготовиться. Вот вам и дефицит».
По данным «Кортес», за шесть месяцев 2011 года было пущено на внутренний рынок 14,8 млн. тонн автобензина. Тогда как за этот же период прошлого года – 15,3 млн. тонн. Разница – 3,2%. При этом растет спрос – как минимум на 5%. «Если сложить рост спроса и уже имеющийся недостаток топлива на рынке, получается дефицит примерно в 8%, – поясняет Строков. – При этом комплексного решения проблемы не видно, происходит лишь затыкание постоянно возникающих дыр».
Можно отметить еще и такой факт, как рост цен на дизельное топливо, продолжает аналитик. «Сегодня цена на АЗС на летнее дизтопливо превысила зимние показатели – 24,81 рубля за литр, вместо 24,41 рубля в феврале 2010 года, – перечисляет Строков. – Это означает, что в зиму страна войдет с еще более высокой ценой на дизтопливо, которая неминуемо потянет за собой и цены на остальные марки бензина».
Что делать в этой ситуации? «Как минимум принять некую систему, которая защищала бы внутренний рынок, – считает представитель «Кортес». – От мировых цен никуда не деться, но внутри страны можно было бы ограничить премию продавцов на уровне в 10–15% и контролировать соблюдение этого показателя силами антимонопольной службы».
В связи с этим Московская топливная ассоциация написала письмо премьеру Путину с просьбой повлиять на ситуацию.
Как отмечает аналитик компании БКС Андрей Полищук, в этом году ряд регионов уже испытывали дефицит бензина, так что новая угроза реальна. «Впрочем, дефицит в большей степени связан не с нехваткой перерабатывающих мощностей, а со структурой выпуска нефтепродуктов и ценовой конъюнктурой, – поясняет он. – Перерабатывающих мощностей в РФ вполне достаточно, но глубина переработки очень низкая, поэтому на внутреннем рынке возникает недостаток светлых нефтепродуктов».
В 2011 году резко выросли акцизы на нефтепродукты: по бензинам на 30–50%, на дизтопливо в два раза. Переложить рост налогов на потребителей нефтекомпаниям не дали, а контроль внутренних цен со стороны ФАС привел практически к убыточности розничного бизнеса, отмечает Полищук. «При росте цен на мировых площадках нефтяные компании предпочитают экспортировать нефть и темные нефтепродукты, чем увеличивать глубину переработки для поставок бензинов на внутренний рынок, – продолжает он. – Для решения проблем нужно снизить налоговую нагрузку и отпустить цены на внутреннем рынке РФ, тогда нефтяные компании будут заинтересованы в инвестициях в НПЗ для увеличения глубины переработки. Также разрешить поставки Евро-2 на внутренний рынок, так как многие заводы еще не готовы к переходу на Евро-3».
Руководитель аналитического отдела компании Broco Алексей Матросов полагает, что угроза дефицита бензина достаточна велика, что обусловлено как ростом спроса на бензин, так и переходом 12 нефтяных компаний к модернизации НПЗ для производства более качественных нефтепродуктов в большем объеме.
«Однако пока эта модернизация не произойдет, дефицит на бензин, вероятнее всего, будет сохраняться, – полагает он. – В ближайшей перспективе можно ожидать продолжения роста цен на бензин, так как переход к более производительным НПЗ будет происходить постепенно».