Эльвира Набиуллина довольна успехами в переговорах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Россия, похоже, выходит на финишную прямую в 17-летних переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Позиции сторон по одному из вопросов, по которым сохранялись противоречия – режим промсборки автомобилей на российской территории, – судя по заявлению главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, удалось сблизить. Остается устранить разногласия по квотам на импорт мяса в Россию. Эксперты считают, что вопрос решаем при условии, что и Евросоюз смягчит позицию.
«По промышленной сборке мы серьезно сдвинулись, близки к общему пониманию с американцами того, как этот режим будет действовать, и того, как он будет сформатирован в соответствии с нормами ВТО», – заявила в минувшую субботу Эльвира Набиуллина. А по другому вопросу – согласованию квот на импорт мяса в Россию – прогресса пока не наблюдается. «По импорту мяса остаются существенные разногласия в переговорной позиции», – призналась министр.
Ее заявление о существенном сближении позиций по режиму промсборки между Москвой и Вашингтоном предполагает взаимные уступки сторон. На что готовы закрыть глаза американцы и чем готовы поступиться мы, пока неизвестно. Детали Набиуллина обещала раскрыть только по окончании переговоров. Между тем днем в пятницу премьер Владимир Путин жестко обозначил позицию правительства – Россия не намерена отменять второй режим промсборки в обмен на вступление в ВТО.
«Продолжается непростой диалог с Еврокомиссией и американскими партнерами в процессе присоединения к ВТО. Они настаивают на том, чтобы мы сняли требование по выпуску 300 тысяч автомобилей и локализации на 60%. Мы сказали, что наша позиция в этой части неизменна, что это красная черта, через которую не переступить, поскольку мы не можем поступиться интересами наших производителей», – подчеркнул Путин.
И вот после этих слов – заявление главы Минэкономразвития, из которого следует, что российской делегации пришлось-таки наступить на горло собственной песне, пойдя на некие уступки.
Впрочем, профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский не видит в этом ничего необычного. «У меня такое впечатление, что заявление Путина не носит абсолютного характера. Оно – политическое и популистское», – говорит экономист.
Со своей стороны, исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин не в восторге от такого поворота событий. Он отметил, что автопроизводителей не привлекают к участию в переговорах по вступлению в ВТО. А любое отступление от «красной черты», обозначенной премьером, чревато снижением объемов производства автомобилей на российских автозаводах. «Неспособность отстоять интересы своей страны губительна и для автопрома, и для отечественной экономики в целом», – сказал Коровкин.
Между тем интересы производителей и потребителей в данном случае не совпадают. После вступления России в ВТО импортные пошлины на легковые машины в течение нескольких лет могут снизиться с сегодняшних 30 до 15%. Примерно настолько подешевеют автомобили, импортированные в нашу страну. Для отечественного автопрома тогда наступят тяжелые времена. Западным автоконцернам, разместившим на условиях промсборки свои предприятия в России, экономически выгоднее будет свернуть эти производства, что фактически поставит крест на отрасли, активно развивающейся сегодня, подчеркнул Коровкин.
Не менее запутанная ситуация с квотами на импорт мяса. От России требуют не снижать объемы поставок, а также обнулить ряд таможенных пошлин. Это может привести к демпингу на внутреннем рынке мяса, что осложнит положение отечественных производителей животноводческой продукции. По этому поводу Путин также подтвердил готовность правительства отстоять интересы российского АПК.
Камнем преткновения, по мнению Портанского, стала позиция Евросоюза. Если США и страны Латинской Америки первоначально согласились с позицией Москвы по соразмерному снижению объемов импорта мяса в Россию, то ЕС потребовал не снижать квоты для европейских производителей мяса. Сделать это можно в ущерб другим поставщикам, с чем, конечно, они не согласились. «Брюссель в последнее время не в полной мере понимает ситуацию. Но это не означает, что переговоры по ВТО уперлись в стену. Развязка должна быть найдена», – убежден Портанский.