Премьер Путин задал тон дискуссии о будущем Таможенного союза.
Фото с сайта правительства РФ
Экономики стран-членов Таможенного Союза (ТС) могут стать более конкурентноспособными. О том, как это сделать, рассуждали вчера премьер Владимир Путин и его белорусский и казахский коллеги - Михаил Мясникович и Карим Масимов в рамках конференции «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса». Интеграция поставила бюрократию трех стран в условия жесткой конкуренции. Как отмечают эксперты, национальные законодательства и налоговые системы необходимо сделать более привлекательными для бизнеса, что довольно непросто.
Бизнес-диалог в рамках Таможенного союза (ТС) опирается в своей работе на соглашения, достигнутые полгода назад между РСПП, Конфедерацией промышленников и предпринимателей Республики Беларусь и Национальной экономической палатой Казахстана. Предприниматели едва ли не больше чиновников заинтересованы в выработке общих решений и координации своих действий в изменившихся условиях ведения бизнеса. Ведь с 1 июля начала действовать единая таможенная территория России, Белоруссии и Казахстана, а с 1 января 2012 года планируется запустить Единое экономическое пространство (ЕЭП) в границах трех стран.
Глава РСПП Александр Шохин, предваряя выступление Владимира Путина, признался, что бизнес в России, Казахстане и Белоруссии беспокоит новый формат конкуренции – национальных институтов и национальных юрисдикций. Прежде всего речь идет о налоговой системе. Для предпринимателей это сигнал – где инвестировать, где открывать новые компании. При этом Шохин подчеркнул, что очень важно, чтобы конкуренция национальных институтов не переходила в конкуренцию на товарных рынках.
Путин разделяет тревоги бизнеса и желает ему успешно развиваться сначала по правилам ТС, затем – ЕЭП. Предприниматели получили «емкий и растущий рынок» с более чем 163 млн. потенциальных покупателей. Принципиально важным российский премьер считает тот факт, что правила игры стали стабильными и предсказуемыми. Однако бюрократию трех стран впереди ждут нелегкие времена – она должна научиться жить в условиях конкуренции. Российское правительство, признался Путин, уже сейчас с тревогой смотрит на некоторые вещи, с тем чтобы сделать страну привлекательной для своего, белорусского и казахского бизнесов.
Михаил Мясникович воспользовался случаем, чтобы показать, как последовательно Минск отстаивает национальные интересы в борьбе за сохранение конкурентных преимуществ белорусской экономики. Он напомнил о том, что за последние годы цены на российский газ, поставляемый в республику, выросли в 4,5 раза, тогда как цены на белорусские товары, ввозимые в Россию, подорожали всего на 22%. Такое положение вещей белорусский премьер назвал несправедливым. Из чего стало ясно, что идея сделать цены на энергоносители равными для всех стран – участников ТС не оставляет официальный Минск.
Казахский премьер Карим Масимов признал, что в начале тернистого пути интеграции национальных экономик в республике имело место недопонимание идеи. Теперь это осталось в прошлом. Более того, правительство Казахстана может показать мастер-класс по созданию благоприятного инвестклимата. С этой целью снижены многие налоги. Кроме того, на треть сокращен документооборот. Словом, бюрократические институты Казахстана уже на старте работы ТС обеспечили себе преимущество перед российскими и белорусскими.
Ставшая фактом конкуренция национальных бюрократий пока напрямую практически не влияет на экономическую составляющую сотрудничества. Любопытно, что оценки достигнутого не всегда совпадают. Так, ответственный секретарь комиссии ТС Сергей Глазьев сообщил, что объем взаимной торговли России, Белоруссии и Казахстана растет по 15–20% в год. «И это только начало», – многообещающе заявил он. Его оптимизм тут же развенчал гендиректор белорусского ОАО «Луч» Николай Стриж. По его словам, до 80% товаров, вращающихся на рынке ТС, сегодня составляет импорт. Серьезного роста после активизации интеграционных процессов не произошло.
Как бы то ни было, эксперты признают, что будущее за трансформацией ТС в ЕЭП. «С точки зрения перспектив развития у ЕЭП большой потенциал: создание единого рынка, единые правила регулирования конкуренции, миграции капитала и рабочей силы, технического и санитарного регулирования и, как следствие, свободное обращение всех товаров на территории Таможенного союз», – говорит старший юрист международной юридической фирмы CMS Гаик Сафарян. По его мнению, выгоды для бизнеса от создания ЕЭП напрямую связаны именно с созданием общего рынка и, следовательно, ростом количества потребителей, которые выиграют от снижения цен и улучшения качества товаров и услуг. «Таким образом, экономики стран – членов ТС в целом могут стать более конкурентоспособными», – подчеркнул он.
У бизнеса свое представление о будущем торгово-экономического сотрудничества трех стран. «Создание Таможенного союза не может являться самоцелью, так как без дальнейших интеграционных преобразований он не будет жизнеспособен, – убежден замгендиректора холдинговой компании «Совтрансавто» Андрей Брашкин. – Очевидно, что ТС – это необходимое, но недостаточное условие для достижения более масштабной цели. Вероятно, именно в связи с этим президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул идею о том, что вслед за этим альянсом и Единым экономическим пространством следует создать некий аналог ЕС – Евразийский экономический союз».