Автопром пытается достичь докризисных уровней.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Отечественный автомобильный рынок растет, радуя данными продаж и надеждами на скорое восстановление к докризисному уровню. Как отмечает комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в стране выросли в первом полугодии на 56% – до 1,235 млн. штук, что говорит о его окончательной стабилизации. Российские эксперты с такими выводами согласны, но предупреждают, что рынок может ждать коррекция, учитывая прекращение с 1 июля программы утилизации.
В июне продажи увеличились на 40% – до 246,429 тыс. машин, отметил в минувшую пятницу в своем сообщении АЕБ. В десятке лидеров продаж легковых автомобилей за этот период – девять моделей, производящихся в России. Комментируя эти данные, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Дэвид Томас отметил, что рост на 56% в первой половине 2011 года демонстрирует, что российский рынок окончательно стабилизировался. «Эти показатели превышают наш последний прогноз в 2,35 миллиона продаваемых автомобилей в год, – отметил он. – Продажи в июне 2011 года увеличились на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Казалось бы, темпы роста замедляются, однако мы не должны забывать, что вторую половину этого года мы будем сравнивать с началом периода восстановления в 2010 году. Как только проанализируем полученные результаты, мы сможем представить скорректированный прогноз до конца 2011 года».
Отечественные эксперты готовы разделить оптимизм европейских коллег. Как отметил в беседе с «НГ» исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин, «действительно, стабилизация на авторынке страны наблюдается». «Однако данные по июлю могут подвергнуться корректировке, учитывая окончание программы по стимулированию замены старых автомобилей на новые», – предупреждает аналитик. По его словам, в том, что касается программы утилизации автохлама, сейчас готовится регламент, позволяющий утвердить эту программу на постоянной основе. «Впрочем, государство уже платить те самые 50 тысяч за сдачу старого автомобиля в утиль не будет, будут лишь упрощены условия сдачи, работы по утилизации и т.д. – поясняет он. – По нашим ожиданиям, на все согласования уйдет примерно год».
В то же время с окончанием госпрограммы по возмездной утилизации показатели продаж после 1 июля должны упасть, правда, не очень серьезно. «За период с июля по август мы ожидаем снижение продаж примерно на 5%, – предполагает Коровкин. – Между тем напомним, что в Германии с окончанием местной программы утилизации продажи упали на 20%. Этот факт объясняется тем, что Россия идет с опозданием по кризису: если в той же Германии самым плохим годом по продажам был 2008 год, то в России – 2009-й».
Как поясняют эксперты, выйти на докризисный уровень продаж – около 3–3,5 млн. штук в год – России удастся лишь в 2013–2014 годах.
В свою очередь, управляющий активами ФГ «БКС» Николай Солабуто отметил, что рынок действительно стабилизировался – за счет общего восстановления экономической ситуации, а восстановление докризисных показателей – общая тенденция во всех отраслях экономики. «В то же время остановка действия программы автохлама будет компенсирована за счет так называемого отложенного спроса», – полагает он.