Премьеру Путину показали реалии российской нефтянки.
Фото Reuters/РИА Новости
На совещании по проблемам нефтепереработки и рынка нефтепродуктов в России премьер предъявил счет нефтекомпаниям за невыполнение обязательств по углублению нефтепереработки и чрезмерное увлечение экспортом сырой нефти и полуфабрикатов. Если выводы не будут сделаны, то виновным грозят жесткие санкции, вплоть до изъятия необоснованной прибыли и корректировки экспортных графиков.
Свое выступление в Киришах Ленинградской области Владимир Путин начал с победных цифр: в прошлом году Россия вышла на первое место в мире по объемам добычи нефти – около 505 млн. тонн. По его мнению, именно такой уровень необходимо «стабильно поддерживать». Пока это удается. За первое полугодие текущего года добыча нефти составила 252,4 млн. тонн, следовательно, сделал вывод Путин, по итогам года добыча может составить 508–509 млн. тонн.
На этом хорошие новости закончились. Премьер переключился на другую статистику, свидетельствующую о нарастании проблем в нефтяной отрасли вообще и на внутреннем рынке нефтепродуктов в частности. За пять лет значительно изменилась структура производства и потребления нефтепродуктов. Производство бензина выросло на 12,8%, а потребление – на 22,6%. Производство дизтоплива выросло на 17,4%, но потребление увеличилось на 20%.
Дефицит топлива внутри страны возникает не только по этой причине. По мнению премьера, первичная переработка нефти доминирует над вторичной. В результате по структуре выпускаемой продукции нефтеперерабатывающая отрасль откатилась на уровень середины 50-х годов прошлого века. В 2010 году было произведено почти 145 млн. тонн дизтоплива и мазута и лишь 45,2 млн. тонн автомобильного бензина и авиакеросина. По его оценке, сегодня потребности страны в нефтепродуктах возросли почти до 90 млн. тонн и в дальнейшем будут только увеличиваться. Дефицит нефтепродуктов, ценовые скачки не должны стать ограничителями для экономического роста, источниками проблем для россиян, отметил премьер. Один из путей решения задачи – обязать компании поставлять нефтепродукты на внутренний рынок. Объемы поставок должны быть пропорциональны объемам добываемой нефти.
Без административных методов здесь не обойтись. Нефтяники не оправдали доверия премьера, не выполнив обязательств по наращиванию глубокой переработки нефти. Но при этом в полной мере воспользовались льготой со стороны государства. Путин решил поставить точку в затяжной дискуссии о целесообразности выравнивания пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты, предложив приступить к постепенному сближению уровней этих пошлин. Первоначально экспортная пошлина на нефть будет снижена до 60%, при этом ставка вывозной пошлины на нефтепродукты должна составить 66% от ставки экспортной пошлины на сырую нефть. С 2015 года будут установлены равные ставки по мазуту и по сырой нефти.
Под правительственный контроль Путин потребовал взять программы реконструкции и развития НПЗ, которые утвердит правительственная комиссия по ТЭКу. «Очевидно, что кроме развития самой нефтепереработки нам потребуются и эффективные инструменты рыночного реагирования на ценовую конъюнктуру, сглаживания сезонных ценовых колебаний», – сказал Путин. В связи с этим премьер привел в пример страны, в частности США, которые создают коммерческие резервы нефти и нефтепродуктов и используют их при необходимости стабилизировать внутренние цены на топливо. Следует ли идти по этому пути России, поручено определить Минэнерго.
Отвечать на вопрос «что сделать?» взялся глава Минэнерго Сергей Шматко. Несмотря на то что общая стоимость инвестпрограммы для отрасли оценивается не менее чем в 569 млрд. руб., ожидания министра оптимистичны. К концу 2015 года, при условии реализации в срок инвестпрограммы, переработка сырой нефти составит 255 млн. тонн, выработка автомобильного бензина увеличится на 19% (с 37 млн. до 44 млн. тонн), дизтоплива – на 20% (с 70 млн. до 85 млн. тонн), авиакеросина – на 56% (с 9 млн. до 14 млн. тонн). При этом на 17% должна снизиться выработка топочного мазута.
Эксперты не во всем сходятся с чиновниками. Руководитель отдела инвестиционного анализа ИК «Универ» Дмитрий Александров говорит о том, что по опыту проведения правительственных совещаний, на которых решалось настоящее и будущее нефтяной отрасли страны, далеко не всегда правильные решения успешно реализуются. «Я не очень понимаю, было ли выработано новое видение задач развития отрасли», – отметил аналитик. В беседе с «НГ» он признался, что его смущает постоянное стремление властей регулировать ситуацию в нефтяном секторе в «ручном режиме». Такие действия не всегда носят системный характер, дезориентируют участников рынка.
В свою очередь, аналитик «Интеринвесткомпании» Александр Кузнецов считает, что реализация некоторых решений, принятых премьером, потребует длительного времени. В частности, годы могут уйти на создание полноценных коммерческих запасов нефтепродуктов, учитывая, что это требует серьезных инвестиций на создание хранилищ. Но эти резервы будут полезны не только для интервенций на внутреннем топливном рынке, но и заметно усилят позиции России на мировом рынке, например в диалоге с ОПЕК.
Александров оценивает объемы коммерческого запаса бензина на уровне 3–6 млн. тонн. При ежегодном потреблении на уровне 30 млн. тонн бензина, когда резко нарастить производство физически невозможно, чтобы не навредить рынку, резервировать можно лишь ограниченное количество топлива – примерно по 300 тыс. тонн в год. Получается, что на создание запаса уйдет от 10 до 20 лет. Плюс к этому надо построить по всей стране около 25 баз хранения. Стоимость каждой – 60–80 млн. долл. Впрочем, эти проекты вполне можно реализовать с использованием механизмов государственно-частного партнерства, убежден эксперт.