С 1 июля Польша председательствует в Европейском союзе. В соседних странах это порождает новые надежды на ускорение интеграции с ЕС – в частности, в вопросах безвизового режима и зон свободной торговли. Так, президент Украины Виктор Янукович уже заявил о том, что председательство Польши поможет его стране подписать соглашение об ассоциации с ЕС.
Актуализирован этот вопрос и для России, а особенно для ее западного эксклава – Калининградской области, которая не имеет границ со своей страной и волей-неволей тяготеет к Европе. Вопрос о безвизовом обмене здесь стоит особенно остро, как часть общей проблемы – компенсаций жителям региона за оторванность от России. В Европу им попасть гораздо проще, чем в другие регионы собственного государства.
Но главная проблема даже не в этом. В каждом товаре, ввезенном в область, уже заложен транзитный железнодорожный тариф (для товаров из России) либо таможенный сбор (для европейских грузов). Соответственно уровень цен здесь выше среднероссийских, зависимость от импорта тоже на порядок больше – и это еще одна причина ожидать от федерального Центра компенсаций.
Каждое новое сообщение о ходе переговоров с ЕС в регионе мгновенно подхватывают и начинают по-разному интерпретировать. Естественно, в самом регионе находятся и те, кто не прочь заработать на этой проблеме некие общественные дивиденды. Так случилось с репликой премьера Владимира Путина, высказанной не так давно в ходе визита в Сочи. Отвечая на вопрос молодого калининградского стройотрядовца о том, будет ли область наделена особыми привилегиями в вопросе интеграции с ЕС, премьер ответил, что у каждого субъекта Российской Федерации равные права.
Логично? Безусловно. Но в регионе некоторые переиначили реплику Путина по-своему: мол, премьер против безвизового режима для калининградцев. Интерес критиков премьера понятен – раскачать ситуацию перед выборами и извлечь из этого максимум прибыли. К сожалению, заложниками личных амбиций, как всегда, становятся жители области, которым непонятно, что на самом деле происходит и кто какую позицию занимает.
А на самом деле все очень просто. Переговоры по интеграции с ЕС ведутся уже несколько лет на уровне правительственных структур, парламентов и региональных лидеров. Федеральную составляющую курируют МИД и ряд межгосударственных комиссий. Все это, отметим, – сфера компетенции и полномочий самого Владимира Путина как главы правительства. На региональном уровне губернатор Николай Цуканов уверенно ведет работу в межгосударственных общественных советах и контактирует с МИДами Польши и Германии. На выходе уже соглашение о так называемом малом приграничном перемещении, согласно которому калининградцы смогут посещать северные воеводства Польши по упрощенным разрешениям. Как заявил недавно сам калининградский губернатор, «Россия должна интегрироваться с Европой, а в качестве экспериментальной площадки может выступить Калининградская область».
Более того, по вопросу упрощения визовых режимов четко и однозначно высказался президент Дмитрий Медведев. На Петербургском экономическом форуме он заявил: «Российская сторона готова демонстрировать не только добрую волю решить этот вопрос, но и серьезные конкретные шаги, поэтому откроет возможность получения долгосрочных виз для всех инвесторов и предпринимателей, которые имеют существенный бизнес в России».
Сочинское заявление Владимира Путина было сигналом для тех, кто старается, так сказать, забежать впереди паровоза, идущего в Европу. И в первую очередь тем, кто выискивает конфликты там, где их нет.
Переговоры о безвизовом режиме очень сложны. Они не могут быть оторваны от других значимых вопросов: вступления России в ВТО, проблем европейской безопасности, контактов с НАТО и т.д. Разумеется, никто не забывает о трудностях калининградцев, и преференции регион получит – сначала в виде договора о малом приграничном перемещении, а впоследствии скорее всего в виде статуса пилотного региона для обкатки безвизового обмена. Все это уже не за горами, и придет тем скорее, чем меньше найдется желающих искусственно подталкивать или тормозить процесс.