Риски российского агропрома хотят покрыть страховкой.
Фото Reuters
До конца весенней сессии Госдума должна принять закон об агростраховании, который изменит порядок компенсации сельхозпроизводителям ущерба от потери урожая. Страховой полис станет обязательным условием предоставления предприятиям АПК других видов господдержки. Эксперты считают, что рынок сегодня не готов к переменам. Для страховых компаний агрострахование не интересно, поскольку сопряжено с высокими рисками, а у сельхозпроизводителей на эти цели просто нет свободных денег.
В скором времени в России агрострахование охватит до 80% посевных площадей, тогда как сейчас этот показатель ограничен 18,2%. С таким заявлением на IX Международной конференции по страхованию выступила зампредкомитета Госдумы по финансовым рынкам Лиана Пепеляева. Это станет возможным после принятия закона, направленного на комплексную модернизацию системы страхования в сельском хозяйстве. Когда агрострахование приобретет массовый характер, снизятся страховые тарифы, а значит, облегчится нагрузка на предприятия АПК, убеждена депутат, являющаяся одним из разработчиков этого законопроекта.
Столь же оптимистично смотрит в будущее и председатель аграрного комитета Совета Федерации Геннадий Горбунов. По его словам, закон должен быть принят парламентом до конца весенней сессии. В результате удастся решить большинство проблем, препятствующих сегодня нормальному развитию агрострахования в России. В их числе – недоверие со стороны сельхозпроизводителей к системе страхования. Опасения не безосновательны – в прошлом году многие хозяйства потеряли из-за засухи урожай, но компенсации по страховке мало кто получил. «Теперь они не будут бояться страховать урожай, зная, что за ними стоит государство», – подчеркнул сенатор. По оценке Горбунова, агрострахованием вскоре будут охвачены практически все хозяйства, чьи сельхозугодья расположены в зоне рискованного земледелия или в непосредственной близости от нее.
В свою очередь, Минсельхоз также рассчитывает, что с принятием закона удастся снизить стоимость страхования, увеличить долю застрахованных площадей. Правда, в отличие от народных избранников планы чиновников скромнее. Они надеются, что площади застрахованных посевов вырастут от 50 до 70%. Главное для министерства – отчитаться о сокращении госрасходов на компенсацию ущерба предприятиям АПК в случае чрезвычайных ситуаций. Правда, при этом растут расходы по другим статьям. Так, в 2011 году на поддержку агрострахования федеральный бюджет выделил 5 млрд. руб., а это почти вдвое больше, чем в прошлом году.
Впрочем, участники рынка оптимизма чиновников и парламентариев не разделяют. «Предлагаемые сегодня условия страхования бизнесу АПК невыгодны, поскольку страховые компании имеют массу уловок как на этапе заключения договоров страхования, так и на этапе выплаты при наступлении страхового случая. Необходимо иметь большой штат высококвалифицированных юристов для отстаивания своих интересов в суде, а это могут себе позволить очень немногие сельхозпроизводители», – считает глава дирекции агрокомплекса Группы «Разгуляй» Алексей Демьяненко. Новый закон он назвал «очередной схемой для сбора денег в пользу страховых компаний». К тому же положение в АПК сложное – сказалась прошлогодняя засуха. «Денег на страхование у сельхозпроизводителей практически нет», – подчеркнул Демьяненко.
У страховщиков своя правда. «Согласно залоговым программам банков, условия страхования по нормативно-правовым актам правительства и Минсельхоза представляются малоинтересными, потому что содержат ряд расширений ответственности страховых компаний. Например, страхование по дополнительным рискам (порой совсем неактуальным), страхование не всех посевных площадей (двух, трех, пяти полей из десяти имеющихся в хозяйстве), страхование по иному расчету страховой стоимости и прочие», – говорит руководитель направления сельскохозяйственного страхования ОАО «АльфаСтрахование» Евгений Храбсков. Новый закон предполагает страхование с еще более «сокращенными» условиями страхования и получения страхового возмещения. В частности, страхование по катастрофическим рискам с установлением индикатора недобора урожая, и уже не важно – каким он будет: 40%, 60%. «Все равно это не устроит программу залоговых продуктов. Придется дополнительно достраховывать сельхозтоваропроизводителям свои риски, а это те же денежные средства, которые они расходуют сейчас», – отметил Храбсков. Он прогнозирует лишь ограниченный рост застрахованных посевов. Увеличение если и возможно, то только по программе страхования с господдержкой. О 80%, конечно же, речи идти не может. В лучшем случае – 40%, как и обозначено в целевых показателях госпрограммы поддержки АПК. Однако и для этого потребуется подключение административного ресурса на региональном уровне.