Произошло событие, возможно поворотное в развитии транспортной отрасли России. С поста главы ФГУП «Росморпорт» «ушли» Игоря Русу, одного из соратников министра транспорта Игоря Левитина. Сам Русу объяснил свою отставку личными причинами. За два года так и не смог реформировать вверенную его попечению организацию. Тем временем есть основания предположить, что смещение Русу вполне вписывается в картину начавшегося процесса «делевитизации» транспортной отрасли.
Отставку Игоря Русу было бы правильней назвать «падением». Некогда всесильный гендиректор «Росморпорта», организации с годовым оборотом в 10 млрд. руб., вернулся в Санкт-Петербург, где возглавил «Ленмор НИИпроект», институт – проектировщик портовой инфраструктуры. Должность почетная, но, скажем так, не масштабная. Как отмечают эксперты отрасли, шансов снова подняться на федеральный уровень у чиновника нет. Как можно понять из случившегося, правительство РФ начинает убирать с ключевых постов наиболее, с нашей точки зрения, одиозных ставленников главы Минтранса Игоря Левитина. Причем застрельщиками начавшейся «чистки» выступили общественные активисты, блогеры и журналисты.
Поток критики, грозящий снести остатки левитинской команды, затронул не только ставшую привычной тему отвратительного качества дорог и неоднозначных связей чиновников Минтранса. Некоторые критические публикации напоминали остросюжетные детективы. Так, 20 декабря 2010 года газета «Наша версия» подробно осветила историю отношений руководителя «Росморпорта» и министра транспорта. Если судить по публикации, дорогу в госорганы Русу и Левитину фактически дал бывший офицер-подводник Илья Трабер, широко известный в Санкт-Петербурге. Как сообщает «Наша версия», еще в 1995 году его компании завладели крупнейшим пакетом акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». После нескольких лет непрерывной бойни отрасль оказалась избавлена от конкуренции, а «окно в Европу» было монополизировано.
Издание приводит список людей, ставших самыми известными жертвами той войны, – начальник ОАО «Северо-Западное речное пароходство» Евгений Хохлов и его главный кадровик Николай Евстафьев, глава петербургского Комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Михаил Маневич, генеральный директор ОАО «Северо-Западный таможенный терминал» Виталий Кайданович и совладелец этого объекта Николай Шатило, капитан Петербургского морского порта Михаил Синельников и его помощник Сергей Боев. Будущие руководители транспортной отрасли были в лагере победителей. Игорь Русу начал карьеру директором по маркетингу и коммерческой работе в траберовском ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и вскоре возглавил организацию. Как пишет «Наша версия», этот же порт стал разгонной ступенью для бывшего «заместителя гендиректора компании «Северстальтранс», куратора железнодорожных и морских перевозок. Звали этого бизнесмена Игорем Левитиным, он отличился в операциях «Северстальтранса» по скупке контрольных пакетов акций портов Таганрога и Туапсе».
После карьерного взлета Игоря Левитина сподвижники Ильи Трабера начали занимать руководящие места в транспортной отрасли. Игорь Русу вышел на федеральный уровень и возглавил ФГУП «Росморпорт» – подведомственную Минтрансу и Росморречфлоту организацию. Не был забыт и сам «конструктор чиновничьих судеб» Трабер. По данным «Нашей версии», его ЗАО «Портовый флот» за смехотворную сумму в 204 тыс. долл. получил половину буксировочного флота, обслуживающего морской порт Петербурга. Минтранс эту скандальную ситуацию проигнорировал.
Конечно, с момента описания необычной схемы Русу–Левитина в «Нашей версии» до увольнения гендиректора «Росморпорта» прошло полгода. Но сам факт, что публикация не осталась незамеченной, обнадеживает. Последнее увольнение чиновников такого уровня, напомним, произошло после теракта в «Домодедово». Тогда должностей лишились Юрий Цыбин – начальник управления Госавианадзора по ЦФО, Александр Свешников – начальник управления транспортной безопасности Ространснадзора, Сергей Поплавский – замначальника управления транспортной безопасности Росавиации, Валерий Малесин – замначальника управления Госавианадзора по ЦФО и глава Ространснадзора Геннадий Курзенков. Теперь, когда деятельностью Минтранса заинтересовалась Генпрокуратура РФ, настала очередь фигурам из ближайшего окружения главы Минтранса.
Оснований для отставок и показательных судебных процессов имеется предостаточно. Как сообщала «Российская газета» (29.03.11), в ходе весенней проверки Генпрокуратура выявила, что обслуживание российских дорог проводится с нарушением закона. Среди основных нарушений прокуроры называют: отсутствие контроля за сохранностью дорог, неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети, а также игнорирование мероприятий по содержанию и ремонту. По результатам проверки Генпрокуратура поручила прокурорам субъектов Российской Федерации повысить надзор в дорожной сфере и привлекать виновных должностных лиц не только к дисциплинарной, но и к уголовной ответственности. Пока правительство ограничивается полумерами, отрубая отдельные присоски и щупальца у коррупционно-криминального спрута, присосавшегося к бюджету Минтранса.