Чтобы проложить новую трубу в Европу, «Газпрому» и России придется приложить максимум усилий.
Фото с сайта «Южного потока»
Сегодня российское правительство проводит презентацию газопровода «Южный поток» (ЮП), по которому отечественный газ будет экспортироваться по дну Черного моря в обход Украины. Главная цель – получить в Евросоюзе для ЮП заветный статус приоритетного проекта – TEN (Trans-European Networks). Европа уже дала такой статус конкуренту ЮП – газопроводу Nabucco, однако в отношении России осторожничает. Эксперты считают, что от присвоения желанного статуса никаких преференций тот же «Газпром» не получит – разве что облегчит привлечение займов. Но торг может быть жарким: главный вопрос – изменение формулы цены на газ.
Решение вопроса о том, как будет складываться судьба «Южный потока», призванного избавить Европу от возможных кризисов с поставками, выходит на финишную прямую.
«Евросоюз признает, что проекты газопроводов «Южный поток» и Nabucco необходимы Европе, – заявил вчера министр энергетики РФ Сергей Шматко. – Наши партнеры в ЕС считают, что оба эти проекта не являются конкурентами и они необходимы». По его словам, «такая позиция полностью устраивает нас и выгодна нам». Он также сообщил, что в среду, то есть сегодня, в Брюсселе состоится презентация проекта «Южный поток» с участием руководства ЕС, в том числе еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера.
При этом очевидных противников ЮП пока вроде бы не наблюдается. Как заявил в ходе своего недавнего визита в Россию президент Австрии Хайнц Фишер, Вена заинтересована в использовании газопроводов «Южный поток» и Nabucco. «Наша позиция состоит в том, что мы твердо говорим «да» «Южному потоку», он очень важен, но и Nabucco тоже важен», – сказал он. «И мы хотим использовать оба эти трубопровода, действовать в обоих этих направлениях», – добавил президент Австрии.
Сила российской стороны заключается в том, что стоимость реализации «Южного потока», несмотря на высокую стоимость – около 15,5 млрд. евро, уже не выглядит запредельной. В частности, как сообщили источники агентства Reuters 5 мая, оценка проектных инвестиций в газопровод Nabucco была повышена – с 7,9 млрд. до 12–15 млрд. евро.
Прогнозировать исход борьбы за особый статус для ЮП пока сложно, считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Но сопротивление претензиям России на особый статус в Европе большое, отмечает он. «Дело в том, что сама идея «Южного потока» противоречит третьему энергопакету Евросоюза, направленного на преодоление монополизма». И даже в случае, если «Южный поток» получит заветный статус, из этого вовсе не следует отмена обязательных требований по разделению владельца трубопровода и поставщика ресурсов. «Этот статус облегчает лишь доступ к заемным средствам, но формально никак не отменяет требования Евросоюза», – отмечает Крутихин. В этой связи, по его словам, не исключено, что европейцы взамен на статус потребуют для себя преференций, в том числе и в газовой сфере.
«С обеих сторон идет большая игра, в которой обе стороны блефуют, – полагает Крутихин. – Один из главных камней преткновения – нынешняя формула, по которой формируются цены на газ. Европа хочет перейти от нынешней ценовой системы, которая привязана к мировым ценам на нефть, к привязке к ценам на спотовом рынке газа и электроэнергии. «Газпром», естественно, упирается, поскольку нынешняя ситуация его вполне устраивает. Более того, применяя на практике принцип «разделяй и властвуй», концерн вполне успешно договаривается не только с разными европейскими странами, внося разлад в единую систему, но даже и с разными компаниями. Тогда как Европа так и не может пока выступать единой стороной в отношениях с российским газовым монополистом».
В то же время президент Российского газового общества (РГО) Валерий Язев убежден, что проект «Южный поток» должен получить статус приоритетного. Так же как проекты «Северный поток» (Nord Stream) и Nabucco. «Впрочем, точный прогноз, будет это сделано в ближайшие дни или нет, дать не могу», – заявил «НГ» глава РГО. При этом, как пояснил Язев, «торг в этом вопросе неуместен». «Торговаться можно было при подготовке базисного соглашения о сотрудничестве или при вступлении в ряды Всемирной торговой организации (ВТО), но «Южный поток» является выгодным всем сторонам», – отметил глава РГО.