Темпы оттока капитала из России опровергли надежды главы Центробанка Сергея Игнатьева.
Фото РИА Новости
Российские чиновники верят в светлые перспективы российской экономики, несмотря на нарастающее бегство капитала. Чистый отток частного капитала из страны в апреле составил 7,8 млрд. долл. против 6,2 млрд. в марте, сообщил первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. На несоответствие российской реальности и официальных прогнозов Москве указывает руководство Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Главный экономист ЕБРР считает, что у России нет потенциала для обеспечения запланированных темпов роста экономики в 4,5% годовых. Российские эксперты соглашаются – повлиять на фундаментальные причины бегства капитала в ближайшее время практически невозможно.
По итогам первого квартала чистый вывоз капитала из России составил 21,3 млрд. долл. При этом еще в начале апреля глава ЦБ Сергей Игнатьев ожидал, что до конца года Россия восстановит ежемесячное нулевое или положительное сальдо притока капитала. В прошлом году одной из главных причин оттока капитала называли необходимость для компаний сделать выплаты по ранее взятым кредитам. Но сейчас сам Игнатьев в качестве фундаментальной причины оттока капитала называет плохой инвестиционный климат в России, компенсировать недостатки которого не могут даже рекордные цены на нефть.
Западные эксперты тем временем занимают все более осторожную позицию в отношении перспектив российской экономики. «России вряд ли удастся достичь заявленных целей по росту ВВП в ближайшие годы, – отметил главный экономист ЕБРР Эрик Берглоф, выступая 20 мая на ежегодной встрече участников ЕБРР в Астане. – Не думаю, что у России есть такой потенциал». Это заявление стало своеобразным ответом на сделанное чуть ранее на этом же мероприятии оптимистичное сообщение замглавы Минфина РФ Сергея Сторчака. Последний заявил, что в ближайшие четыре года средний рост ВВП в России составит порядка 4,5% в год, что будет примерно на один процентный пункт выше общемировой тенденции. По словам Сторчака, к концу 2015 года объем российского ВВП достигнет 2,3 трлн. долл.
«Нынешние темпы роста в России не являются чрезвычайными и в основном обусловлены высокими ценами на нефть, – пояснил Берглоф. – А отток капитала из страны, наблюдающийся в России, не характерен для развивающихся стран». По его словам, из всех стран «двадцатки» Россия испытала наибольшее падение экономики, и для реализации столь значительных темпов роста необходимо проведение реформ. Напомним, что официальный прогноз роста ВВП на 2011 год составляет 4,2%. При этом в апреле Минэкономразвития понизило прогноз по росту ВВП на 2012 и 2013 годы – с прежних 3,9% и 4,5% до 3,5% и 4,2% соответственно. И лишь в 2014 году министерство ожидает роста экономики на 4,6%. В 2010 году, по данным Росстата, ВВП вырос на 4%.
По мнению экспертов, ситуация с инвестициями в России плачевная и в ближайшее время ждать изменений в этой сфере не приходится. Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев считает, что есть как минимум две причины, по которым капитал бежит из России. «Первая – сохраняющаяся неопределенность мировой экономики: новые проблемы в странах Евросоюза, долг США и т.д. То есть риски растут, а потому некоторые развивающиеся рынки перестают быть привлекательными для инвестиций, – отмечает эксперт.
– Вторая причина – сохраняющаяся инвестиционная непривлекательность РФ: запутанная налоговая система и политическая неопределенность, а также все давно известные факторы – коррупция, бюрократия и т.д.». И хотя в выступлениях руководства страны можно заметить признаки понимания этих проблем, на деле ситуация если и меняется, то только в худшую сторону. «Взять хотя бы нынешний бензиновый кризис, за который власти не прочь переложить львиную долю ответственности на бизнес. Как в таких условиях можно привлекать инвесторов?» – недоумевает Николаев.
Первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян констатирует капитальный отток. Фото РИА Новости |
Сегодня денег стало больше, а отечественной экономике они не нужны, полагает главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. «Этот излишек образовался из-за роста мировых цен на нефть, которые сейчас колеблются возле отметки в 110 долларов за баррель, – поясняет аналитик. – Компании-экспортеры ориентировались на более консервативные оценки и свои инвестиционные планы не меняли, отсюда и излишек. В результате экспортеры понимают, что выброс полученных средств на отечественный валютный рынок приведет к укреплению рубля, что повысит их собственные издержки». А вторая причина, поясняет Гавриленков, остающаяся в стране неопределенность, бюрократия и коррупция. Это проблемы институциональной среды, которую быстро поменять не получится.
Однако в части возможного роста экономики мнения экспертов разошлись. По мнению Николаева, 4,5% – недостижимые для России показатели. «Как можно прогнозировать такие цифры, когда инвесторы бегут из страны, а потенциал восстановительного роста практически исчерпан?» – спрашивает эксперт. В свою очередь, Гавриленков куда более оптимистичен. «Я скорее согласен со Сторчаком, учитывая, что у России есть все возможности для дальнейшего роста, – полагает он. – Я считаю, что в прошлом году рост ВВП составил около 5%. Да и в этом году, несмотря на данные Росстата, который отмечает в первом квартале снижение инвестиций на 1,5%, растет производство практически по всем основным отраслям. У нас очень большие вопросы к статистике, но это отдельная проблема».
Что же касается определений, то, как считает Гавриленков, большая часть развивающихся стран, например, входящих в БРИКС, в отличие от России не являются сырьевыми экспортерами. «Потому и отток капитала получается нехарактерный», – резюмирует он.
Но, как считает Николаев, не все так просто. «Где находится сегодня Россия – среди стран с быстрорастущей экономикой, таких как Китай, Индия, Бразилия, или перешла в другую, более низкую категорию? – вопрошает он. – По нашему мнению, РФ уже выпала из этого ряда, но вот определить категорию, в которой она оказалась, сегодня затруднительно. Это и не развитая экономика, но уже и не развивающаяся. Может быть, стоит присвоить ей определение «среднеразвивающаяся»?»