ОАО «Аэрофлот» и ГК «Ростехнологии» объявили о согласовании позиции по стоимости авиакомпаний, передаваемых крупнейшему российскому авиаперевозчику. Таким образом, снято последнее препятствие к завершению сделки века на российском рынке авиаперевозок. Результат ее будет значим не только для России: «Аэрофлот» становится серьезным конкурентом крупнейших зарубежных авиакомпаний.
В феврале прошлого года российское правительство приняло решение передать «Аэрофлоту» авиационные активы «Ростехнологий» – ГТК «Россия», компании «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», «Владивостокавиа», «Саратовские авиалинии» и «Сахалинские авиатрассы». Ранее на основе этих авиакомпаний «Ростехнологии» рассчитывали создать нового авиаперевозчика «Росавиа», однако проект не удался. Решение правительства было принято в целях создания глобального авиационного перевозчика, который сможет на равных конкурировать с компаниями мирового уровня.
Дело в том, что до сих пор Россия, являясь одной из ведущих авиастроительных держав, в области авиаперевозок занимала более скромное место. Между тем сегодня мировой рынок авиаперевозок таков, что страна, не сумевшая занять достойного места на его арене, теряет не только международную, но и национальную сеть авиаперевозок. Вот почему крупнейшие державы мира так настойчиво взращивают из национальных авиакомпаний игроков мирового уровня.
Теперь этого уровня достигла и Россия. Шесть авиакомпаний, которые войдут в состав «Аэрофлота», являются не просто крупными региональными операторами. Благодаря приобретению у крупнейшего российского авиаперевозчика появляется сеть авиаперевозок, охватывающая не только российские регионы, но и выходящая за пределы страны. Прирост годового объема пассажирских перевозок составит 7 млн. человек, перевалив за 20 млн. человек. В процентном отношении это означает увеличение перевозок (в терминах пассажиро-километров) с 27 до 41% объема российского рынка.
Надо сказать, что путь к завершению первого этапа сделки был нелегким. «Аэрофлот» и «Ростехнологии» довольно долго не могли согласовать стоимость передаваемых активов. «Ростехнологии» считали, что пакет передаваемых акций должен стоить не менее 8–9% капитализации «Аэрофлота», Минтранс России не давал более 2–2,5% капитализации. Были и такие подсчеты, согласно которым передаваемые авиаактивы приравнивались чуть ли не к четверти стоимости всего «Аэрофлота». Позже фигурировала значительно меньшая сумма – около 1,7 млрд. руб., что соответствует оценке Минтранса.
Сложность с оценкой заключалась в том, что передаваемые активы имеют хороший потенциал, но для его реализации необходимо решить несколько проблем. Главная из которых – это долги шести авиакомпаний, достигающие 819 млн. долл. Вторая сложность – разный юридический статус передаваемых авиакомпаний. В частности, три из них: «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводы-
авиа» – на момент принятия решения о передаче были федеральными унитарными предприятиями. Следовательно, требовалось провести их акционирование.
В результате, как сообщил «НГ» источник, близкий к авиакомпании «Аэрофлот», «Ростехнологии» согласились передать наряду с шестью авиакомпаниями дополнительные активы и избавились от части долга. Это позволило выработать окончательный компромисс.
Акционирование передаваемых авиапредприятий также идет полным ходом. К настоящему времени акционированы уже две из них – «Россия» и «Оренбургские авиалинии». Что касается ФГУАП «Кавминводыавиа», здесь акционирование еще идет, но уже проведен один из самых сложных его этапов: разделение активов на авиакомпанию и аэропорт.
Наконец, введение в советы директоров интегрируемых авиакомпаний представителей менеджмента «Аэрофлота» (самый свежий пример – недавнее переизбрание совета директоров ОАО «Саратовские авиалинии») дало возможность сразу после согласования цены с «Ростехнологиями» перейти ко второму этапу интеграции компаний – корректировке бизнес-моделей и обновлению самолетного парка. В частности, через «Ростехнологии» будет закуплено 50 Boeing 737, а в рамках программы «Аэрофлота» по закупке продукции отечественного авиапрома до 2020 года для нужд холдинга планируется приобрести 126 современных российских воздушных судов, где особые надежды возлагаются на Sukhoi SuperJet-100.
Эксперты высоко оценивают результат сделки. По их мнению, она позволит «Аэрофлоту» не только увеличить свою капитализацию на 15–30%, но и поможет исполнить амбициозные планы компании. В числе которых – попасть к 2025 году в пятерку сильнейших авиакомпаний на рынке Европы и в двадцатку на мировом рынке по пассажиропотоку. Для исполнения этих замыслов «Аэрофлот» планирует создать свою нишу на мировом рынке авиаперевозок: стать транзитным перевозчиком, состыковав маршруты из Европы в Восточную Азию. Для этих целей авиакомпания планирует создание хабов (пересадочных узлов) в Санкт-Петербурге и Хабаровске. И приобретаемые региональные авиакомпании могут стать операторами создаваемой транзитной сети.
Пользу от сделки получат и рядовые авиапассажиры. Так, интеграция позволит «Аэрофлоту» и дальше снижать себестоимость перевозок, что благоприятно скажется на стоимости авиабилетов. А создание транзитного перевозчика сделает для российских граждан более доступными не только регионы Юго-Восточной Азии, но и отдаленные области собственной страны.