Розничная торговля вместе с россиянами так и не преодолела кризис.
Фото Дениса Медведева/PhotoXPress.ru
Розничная торговля до сих пор не оправилась от кризиса, так как не оправились от кризиса и сами россияне. Такой вывод вчера прозвучал на заседании комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП) по развитию потребительского рынка. Развитию торговли мешают низкие и неравномерные доходы населения, а также снижающийся потребительский спрос. По оценкам ТПП, несмотря на электоральный период, для которого характерно повышение зарплат, пенсий и пособий, темпы роста розничной торговли в течение 2011–2012 годов сократятся примерно вдвое по сравнению с докризисными показателями. Без потребительского спроса – драйвера роста – экономическое восстановление страны откладывается на неопределенный срок. Многие эксперты «НГ» в целом подтвердили эти выводы.
Розничная торговля в России переживает не самые легкие времена. Она не в состоянии выйти на докризисный уровень. Сложился настоящий замкнутый круг. Население ощущает на себе последствия экономического кризиса. Низкие доходы не способствуют наращиванию потребления, и если даже доходы увеличиваются, то граждане скорее предпочитают отложить средства на черный день, чем бездумно их потратить сейчас. Этот фактор «посткризисной модели потребления» приводит к сокращению потребительского спроса, без которого экономическое восстановление страны тоже откладывается на неопределенный срок. При этом работодатели в условиях экономической нестабильности не торопятся увеличивать расходы на оплату труда работников. Поэтому роста реальных зарплат практически не происходит – что также не увеличивает платежеспособный спрос. Именно такой вывод можно сделать на основе доклада «Розничная торговля в России», который обнародовал вчера комитет ТПП по развитию потребительского рынка.
Сегодня за чертой бедности остается значительная доля населения. «Ниже прожиточного уровня (5,6 тысячи рублей. в месяц) все еще живут 18,5 миллиона человек, или 13% населения страны. И хотя это самый минимальный уровень, зафиксированный с 1992 года, эта цифра все-таки слишком велика. Тем более что далее идет группа со среднедушевым доходом от 5 до 10 тысяч рублей, в которой остаются более 30 миллионов человек», – сообщают в ТПП. Рука об руку с крайне низкими доходами идет такая проблема, как неравномерность доходов и неоднородность потребления в разных регионах страны.
В итоге, как напомнил председатель комитета ТПП по развитию потребительского рынка Александр Борисов, до кризиса потребительский спрос ежегодно увеличивался на 13–14%, и это обеспечивало до 5 процентных пунктов прироста ВВП. Но сейчас, несмотря на предстоящий электоральный период и ожидания по повышению зарплат бюджетникам и пенсий, говорить о перспективах роста потребительского спроса не приходится. Наоборот, «следует ожидать серьезного, практически двукратного по сравнению с докризисным периодом замедления роста оборота розницы до 5–6% в год», указывают в ТПП. Сегодня в общих доходах россиян активно растет доля зарплат, а это, по мнению ТПП, свидетельствует об истощении других источников доходов. И ситуация усугубляется тем, что «40% населения живет на зарплаты, которые ниже уровня экономической устойчивости».
Многие эксперты согласились с выводами ТПП. «Обещанный рост зарплат бюджетников всего лишь покроет прошлогодние инфляционные потери. Не будет также высоких темпов роста зарплат в коммерческом секторе. Темпы кредитования тоже далеки от докризисных», – поясняет эксперт компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Ирина Воробьева. Население осторожно подходит к тратам, еще слишком свежи кризисные воспоминания.
К дополнительным угрозам для розницы аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов отнес усиление налоговой нагрузки на бизнес. Предприниматели так или иначе попытаются переложить свои налоговые потери на население, которое, в свою очередь, сталкивается с высокими налогами на потребление. Особенно чувствительным этот фактор станет, по словам эксперта, после 2012 года, когда можно будет говорить о замедлении оборота розничной торговли чуть ли не до 2–3%. Еще Сафонов указал на опасность повышенных инфляционных ожиданий.
В то же время часть экспертов отличилась оптимизмом относительно перспектив ретейла. Конечно, остается немало препятствий для развития розничной торговли, рассуждает председатель комитета коллекторских агентств «Деловой России» Александр Федоров. К таким препятствиям он отнес «коррупцию, излишнюю зарегулированность и административные барьеры, высокое налогообложение – речь идет о ставке НДС и пока еще не сниженных страховых взносах». Однако все эти препятствия, по мнению Федорова, «не идут ни в какое сравнение с тем, что было в кризис, – с «заморозкой» розничного кредитования». Федоров уверен, что в 2011 году рост розничного кредитования в РФ составит около 15–20%, и это тут же приведет к оживлению розницы. «Если цены больше не будут расти такими же темпами, как в конце 2010 года и в начале 2011 года, то к 2013 году ситуация с розницей стабилизируется, – предполагает начальник управления активами финансовой группы БКС Николай Солабуто. – Ведь то падение розницы, которое наблюдается сейчас, это максимальное падение».
Сами представители ретейла обращают внимание на то, что не стоит ориентироваться на усредненную картину, ведь очень многое зависит от «специализации» розничной торговли и от особенностей продаваемой продукции. Так, на рынке товаров бытовой электроники вопреки прогнозам ТПП, в этом году ожидается восстановление докризисного уровня потребления. «Одна из причин – отложенный спрос, а также стремительное обновление, происходящее за счет морального устаревания уже купленных товаров», – уверен PR-директор «Техносилы» Андрей Голубков.
Что мешает развитию розничной торговли (по опросам организаций) | |
Фактор═ ═организаций,═ |
Доля в % |
Недостаточный платежеспособный спрос═ | 54 |
Недостаток финансовых средств═ | 39 |
Высокий уровень налогов═ | 38 |
Высокая арендная плата═ | 28 |
Высокий процент коммерческого кредита═ | 23 |
Высокие транспортные расходы═ | 22 |
Сложности получения кредита═ | 15 |
Недостаточный ассортимент═ | 11 |
Недостаток торговых и складских помещений═ | 6 |
Источник: комитет ТПП по развитию потребительского рынка. |