Энергетики готовы оправдать любое повышение тарифов и издержек. B
Из недр правительства раздаются крайне противоречивые сигналы о возможном изменении тарифной политики. На прошлой неделе представитель Федеральной службы по тарифам (ФСТ) заявил, что Минэкономразвития (МЭР) предлагает приостановить или даже заморозить повышение тарифов монополий на 2012 год. Однако в понедельник замглавы МЭРа фактически опроверг эти сообщения, заявив, что правительство не планирует отходить от принятого ранее графика повышения тарифов. Между тем эксперты подчеркивают, что позитивные результаты политики «тарифного рая» для монополий выглядят весьма спорными. Власти так и не создали нормального механизма контроля за издержками монополий.
Ведомство Эльвиры Набиуллиной не намерено пересматривать тарифную политику. Об этом сообщил в понедельник вечером замглавы МЭРа Андрей Клепач. Он подчеркнул: «Мы исходим из тех решений, которые были приняты ранее». Так, согласно выпущенному в 2010 году прогнозу на ближайшую трехлетку, газ в среднем за 2011 год подорожает на 17,1% для населения и на 15% для промышленности, а в среднем за 2012 год рост цен на газ составит 19,2% для населения и 15% для промпроизводителей. Между тем буквально несколькими днями ранее начальник управления регулирования газовой и нефтяной отраслей ФСТ Денис Волков называл совершенно другие цифры. По его словам, МЭР представило для обсуждения несколько предложений, и одно из них предполагает снижение темпов роста цен на газ для промышленности в 2012 году до 0%.
Определение графика повышения тарифов на газ, электроэнергию, теплоснабжение и т.п. – принципиальный вопрос для правительства. Без прогноза роста тарифов невозможно сформировать бюджет. Именно поэтому при формировании бюджета на следующий год власти активно берутся также за тарифное прогнозирование и планирование. И на этом этапе разворачиваются настоящие баталии между сторонниками повышения тарифов (это прежде всего естественные монополии и госкомпании) и противниками, которых, как правило, меньше, потому что главный противник повышения тарифов – население, чьи интересы обычно представлять в этом споре некому.
Из года в год тарифы в стране росли в 1,5–2 раза быстрее, чем официально прогнозируемая инфляция. И одновременно с этим из года в год звучат жалобы монополистов на то, что рост тарифов недостаточен, что инфраструктура энергетики, транспорта или ЖКХ нуждается в обновлении. И в этом смысле они абсолютно правы: несмотря на постоянное вливание денег потребителей, качественных изменений в состоянии инфраструктуры не наблюдается.
Эксперты «НГ» единодушны: власти РФ не смогли создать эффективный механизм контроля за издержками монополий. «Можно говорить лишь о попытках регулировать тарифы. Происхождение же разных составляющих тарифов, как правило, не выясняется, обязательный предварительный аудит ценообразования не предусмотрен, – поясняет ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. – В результате граждане и предприятия в составе тарифов платят, к примеру, за содержание футбольных клубов». «Форсированная индексация тарифов на услуги естественных монополий последних лет связана с необходимостью окупаемости инвестиционных проектов. Однако это уже привело к двукратному росту цен на газ и электроэнергию всего за три-четыре года. Решить эту проблему поможет повышение эффективности расходов и закупок», – говорит руководитель департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий Наталья Порохова. «В России нет систематического подхода к планированию инвестиций и к строгому контролю за их реализацией. Более того, разработка и внедрение инноваций также не поддерживаются на должном уровне», – продолжает начальник аналитического отдела «Московского фондового центра» Екатерина Кондрашова. «Монополии всегда могут рассчитывать на поддержку государства, и поэтому стимулы для сокращения издержек у них отсутствуют», – соглашается председатель правления «Флексинвест банка» Марина Мишурис.
Примечательно, что на эту же проблему указывают и экономисты, работающие в экспертных группах по обновлению «Стратегии-2020». «В отечественной экономике естественные монополии сформировались в виде таких гигантских компаний, как ОАО «Газпром», ОАО «РЖД». Компании вовлекли в свою орбиту множество «дочек», не подпадающих под определение естественных монополий. У компаний-монополий невысокая информационная прозрачность. Анализ затрат и результатов затруднен количеством дочерних и аффилированных структур, наличием непрофильных активов, перекрестным субсидированием, непрозрачностью инвестиционных решений», – сообщает профессор кафедры энергетических и сырьевых рынков НИУ ВШЭ Владимир Уланов.
Однако «метания» по поводу тарифов вовсе не означают, что власти задумались о сокращении издержек монополий. Разногласия вокруг тарифных планов – это скорее отголоски предвыборной дилеммы. Не повышать тарифы опасно, ведь если они не будут компенсировать расходы поставщиков услуг, то все их убытки лягут на госбюджет и снова на конечного потребителя. Однако для населения предел уже практически наступил. Недовольство высокими ценами и тарифами грозит вылиться в массовые протесты, а этого в преддверии выборов никто во власти не хочет.
Рост тарифов монополий в сравнении с инфляцией в 2006–2013 годы | |||||||||
Тарифы и цены | Кумулятивный рост | ежегодный прирост в % | |||||||
═ | с 2006 по 2013 год | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Потребительские цены в среднем | 1,96 раза | 9 | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 8,8 | 7 | 6 | 5,5 |
Электроэнергия для всех потребителей | более 3 раз | 10,3 | 10,7 | 22,4 | 19,3 | 17,3 | 13–15 | 11–13 | 10–12 |
Электроэнергия для населения | более 2,75 раза | 16,7 | 13 | 14 | 25 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Газ для всех потребителей | более 3,59 раза | 11 | 15 | 25 | 15,7 | 26,7 | 15,3 | 15,6 | 15 |
Газ для населения | более 3,76 раза | 11,9 | 15 | 25 | 15 | 26,6 | 17,1 | 19,2 | 15 |
Грузовые ж/д перевозки | более 2,1 раза | 7,5 | 8 | 21,1 | 11 | 9,4 | 8 | 7,4 | 6,4 |
Пассажирские ж/д перевозки | более 2,6 раза | 12 | 12 | 17,4 | 22 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Источник: Минэкономразвития, Росстат |