Каждую весну сотни километров дорог в России закрываются на «просушку» – в период весенней распутицы по ним запрещается движение грузовиков. Термин «просушка» вызывает у иностранных инженеров недоумение – за рубежом в дорожном строительстве активно используются геосинтетические материалы, которые не дают полосе расползаться. В России же эти и многие другие технологии до сих пор преподносятся как ноу-хау. Причина – действующая в стране отсталая система нормативного регулирования, ограничивающая работу Минтранса и строителей-дорожников.
Основа системы регулирования в дорожном хозяйстве – устаревшие СНиПы (строительные нормы и правила) и ГОСТы (государственные стандарты) советского образца. Между тем в США, к примеру, не существует общегосударственных дорожных стандартов, аналогичных российским СНиПам. В Европе же действует система еврокодов, разработанная специальным органом ЕС и адаптированная в каждой стране к местным условиям.
Во всем мире нормативная база обновляется в соответствии с потребностями. В США, к примеру, все проектные и строительные компании в сфере автодорожного строительства отчисляют 1,5% от выручки на работу по актуализации стандартов. Работа по обновлению строительных нормативов постоянно ведется и в Европе. Для проведения этой работы существует специальный фонд, аккумулирующий определенный процент от финансирования всех расходов на строительство и содержание дорог. Российские СНиПы и ГОСТы, как показывает практика, лишь раздувают сметы – причем по всей цепочке, начиная с проектирования.
Дорожники могут решить проблему, но стандарты и нормотворчество находятся в сфере другого ведомства – Министерства регионального развития. Поэтому многие компании вынуждены применять новые технологии на свой страх и риск.
Одним из способов устранения технологического разрыва могла бы стать адаптация современных зарубежных нормативов к российским реалиям. В частности, к российским природно-климатическим условиям. Например, в Германии разработаны системы нормативов по четырем климатическим зонам. Однако ни одна не подходит для нашей средней полосы – годятся только для Калининграда. Кстати, Казахстан и Беларусь пошли по пути адаптации зарубежного опыта и сегодня располагают весьма достойной нормативной базой автодорожного строительства.
Однако в России построить эффективную систему адаптации, тиражирования зарубежных стандартов и технологий пока крайне сложно. Не в последнюю очередь – из-за межведомственной чехарды. Сегодня разработку нормативной базы в строительстве курируют Минрегион и Росстандарт. Согласованием проектов занимается Госэкспертиза. При этом Минтранс, отвечающий за развитие дорожной сети, фактически лишен права голоса, а его инициативы эффективно гасятся в согласованиях между Минрегионом и Госэкспертизой.
Создать эффективную систему обновления нормативной базы позволит только комплексный подход, подразумевающий активное участие в разработке отраслевых нормативов профильных ведомств и организаций (Минтранса, Росавтодора), а также профессиональных ассоциаций, саморегулируемых объединений и региональных администраций. Это позволило бы не только учесть интересы профессионального сообщества, но и разработать современные стандарты автодорожного строительства, учитывающие западный опыт, а также климатические, геологические и прочие особенности российских регионов.