0
1881
Газета Экономика Интернет-версия

23.03.2011 00:00:00

Две большие стратегические разницы

Тэги: экономика, модернизация, политика, реформа, стратегия


экономика, модернизация, политика, реформа, стратегия Ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау работает над правительственным вариантом стратегии.
Фото ИТАР-ТАСС

Накануне предвыборной президентской гонки в России развернулась конкуренция экономических стратегий и программ. Написанный в президентском Институте современного развития (ИнСоР) проект «Стратегия-2012» предполагает кардинальные политические реформы как условие модернизации экономики. А сочиняемая по заданию премьера Владимира Путина «Стратегия-2020» – напротив – никаких революционных политических и экономических изменений не предполагает. Вчера о такой принципиальной разнице предвыборных стратегий рассказали в Москве сотрудники ИнСоРа, которые пообещали подготовить финальную версию своей стратегии примерно на полгода раньше правительственной «Стратегии-2020».

Вчера в Москве состоялось обсуждение экономической части проекта «Стратегия-2012», которую в ИнСоРе называют программой действий для следующего президента России. При этом авторы проекта указали на принципиальные отличия своих предложений от «Стратегии-2020», которую по заданию премьера пишут два десятка групп экспертов под руководством ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова и ректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимира Мау. В ИнСоРе указывают, что их вариант стратегии предполагает в качестве условия модернизации кардинальные политические реформы: «перезапуск» механизмов политической конкуренции, упрощение доступа партий и кандидатов к выборам, реформу Совета Федерации и постепенный возврат к прямым выборам губернаторов. Без этих политических изменений невозможны и эффективные экономические преобразования. Работа же над правительственным проектом «Стратегия-2020» говорит о том, что кардинальных политических и экономических изменений от этого документа ждать не стоит. К 17 мая авторы «Стратегии-2012» из ИнСоРа подготовят окончательную версию текста – с учетом экспертной дискуссии – и представят стратегию на специальной конференции.

На прошлой неделе Институт социального развития представил доклад «Обретение будущего. Стратегия-2012», в котором среди прочего сформулирована новая экономическая модель развития страны. По мнению авторов, главной движущей силой, драйвером роста должны стать частные инвестиции бизнеса и частная собственность, которая надежно защищена правом и государством. «В 2010 году был представлен доклад «Россия в XXI веке», который вызвал самые разноречивые толки и рассуждения. Прошел год, и возникло ощущение, что надо снова высказаться, отвечая, в том числе, и на те вопросы, ответы на которые не прозвучали в том докладе, – пояснил вчера автор экономической части доклада «Обретение будущего» советник ИнСоРа Никита Масленников. – Нынешний документ – некое стратегическое программирование в предвыборном цикле, если кратко описать его жанр. Не надо рассматривать его как законченную программу, это лишь эскиз тех развилок и рисков, которые предстоит пережить стране в ближайшее время».

Например, нефтегазовая сфера, пояснил Масленников. «Россия сейчас находится на пороге целого цикла крупных структурных реформ, сопоставимых по объемам и значимости с тем, что она проходила в начале 90-х годов прошлого века, – отметил он. – Одно из предложений – сформировать суверенный фонд нового поколения объемом не менее 60% ВВП, к которому зачислялись бы нефтегазовые доходы, а также доходы от приватизации и управления госимуществом. Делается особый акцент и на бюджетной реформе». По его словам, уже к 17 мая авторы последнего исследования подготовят окончательный вариант своего доклада – с учетом результатов проведенной экспертной дискуссии. Может быть, как пояснил Масленников, будет проведена еще и широкая экспертная конференция.

При этом он уточнил, что нынешний документ не конкурирует со «Стратегией-2020», «тем более что мы и так принимаем участие в ее разработке и обсуждении». Главное и коренное отличие – в «Стратегии-2020» нет даже намека на изменение политической системы, тогда как в стратегии ИнСоРа экономические перемены должны идти вместе с реформами в политической сфере. «По всем прогнозам выходит, что до 2020 и даже 2030 года рост российской экономики будет составлять не более 4–4,5% в год, – пояснил Масленников. – Так что все «модернизационные хотелки» провисают в воздухе». По мнению авторов последнего доклада, первый вызов, стоящий перед страной, – нефтегазовая сфера и необходимость ее реформирования, второй – инвестиционная активность: инвестиционный спрос ограничен плохим качеством институтов и отсюда неважным, мягко говоря, инвестиционным климатом.


Глава правления ИнСоРа Игорь Юргенс задумался о политических реформах.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

И третий, самый важный, вектор развития регулятивной среды – непомерно разросшаяся роль государства в экономике, деградация конкуренции, коррупция и избыточное администрирование и т.д.

Рецензент экономической части доклада – директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отметил существующие в нем противоречия. «Декларируется уход от сырьевой модели экономического развития, но при этом же говорится о создании фонда, в котором будут аккумулироваться в том числе и нефтегазовые доходы или их часть, – отметил он. – Но проблема состоит еще и в том, что сырьевая модель экономики себя еще не изжила и поэтому от нее очень трудно отказаться».

По мнению руководителя Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Евсея Гурвича, первая половина 2000-х годов ознаменовалась борьбой бюрократии с бизнесом, в которой победа осталась именно за бюрократией. «И сегодня шансы на успех имеют лишь те реформы, которые не идут вразрез с интересами бюрократии», – посетовал он.

Директор по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергей Алексашенко, согласившись с мнением Гурвича, добавил, что ни одного шанса на какую-то ни было экономическую реформу, пока правящим классом в стране является бюрократия, нет. «Сегодня об этом говорить почти бессмысленно, – уточнил он. – Любая проблема упирается именно в неработающие суды, неработающие законы, коррупцию и т.д. И ничем, кроме политических методов, эту проблему не решить».

Что касается экономики, то, как отмечает Алексашенко, необходимо быстро и радикально решить вопрос с конкуренцией. «В нефтегазовой сфере, если уж в докладе большая часть посвящена именно этой отрасли, – немедленный свободный доступ к трубе, вплоть до разделения «Газпрома» по видам деятельности, – отмечает аналитик. – Индексацию тарифов на газ необходимо запретить: власти должны регулировать цены путем пошлин и развития конкуренции. Категорически необходимо преодолеть ксенофобию по отношению к иностранным инвесторам: существующий перечень из 42 стратегических отраслей нужно сократить до двух, оставив, например, ядерную и еще какую-то – на выбор властей». И самое главное, по мнению Алексашенко, – нужно ставить вопрос о сокращении участия государства в экономике, которое сегодня является и игроком, и судьей, и собственником».

Однако большинство рецептов, которые предлагаются, невозможно применить без политических изменений, предупреждает эксперт.

Комментируя высказывания участников дискуссии, вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что, несмотря на кажущуюся схожесть, эти доклады – «Стратегия-2020» и «Обретение будущего» – являются прямыми конкурентами. «Честно говоря, я согласен с мнением экономистов – без изменения политической системы говорить об экономических реформах действительно бессмысленно», – говорит Макаркин.

Первоочередные шаги из программы ⌠120 шагов в будущее■ Института современного развития
Шаги Реформы
Политическая часть. Перезапуск демократии: вперед, к Конституции
1. Перезапуск механизмов политической конкуренции и создание институциональных механизмов диалога
2. Отмена неформальных запретов на приход ⌠мейнстримовских■ фигур в оппозиционные партии
3 4. Упрощение доступа партий и кандидатов к регистрации на выборах Реформа Совета Федерации
5. Постепенный возврат к прямым выборам губернатора
К новой экономической модели. Частный бизнес и собственность – главные действующие лица
6. Бюджетная реформа: переход к целевым программам и индикаторам
7. Формирование суверенного фонда ⌠нового поколения■, объемом не менее 60% ВВП
8. Постоянный структурный дефицит бюджета в 1–1,5% ВВП
9. Неувеличение налоговой нагрузки
10. Модернизация контроля за трансфертным ценообразованием
11. Унификация налоговых льгот
12. Опережающее развитие финансового сектора по сравнению с общеэкономической динамикой
13. Реальная конкуренция и обеспечивающая ее институциональная среда
14. Формирование целостной национальной инновационной системы
15. Политика укрепления собственности
16. Преодоление взаимного недоверия между властью, бизнесом и гражданским обществом
Дебюрократизация экономики
17. Ревизия и кардинальное сокращение полномочий и функций органов власти
18. Полное подчинение деятельности власти административным регламентам
19. Назначение высших должностных лиц под конкретную задачу и определенный срок
20. Проанализировать причины прошлых провалов институциональных преобразований
21. Программа перевода управления из ручного в системный режим Источник: Институт современного развития.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1859
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3859
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2899
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2373

Другие новости