Каждая заправка автомобиля – это помощь госбюджету.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Цены на бензин в среднем по стране снизились в середине февраля на 3%, а на дизтопливо – на 3,6% за одну неделю. Однако такая благостная картина вряд ли сохранится надолго. Если мировые цены на нефть продолжат рост, то российским чиновникам будет все труднее применять административные меры убеждения нефтяников. Ведь правительство само выстроило систему налогов, в которой внутренние цены фактически привязаны к ценам мирового нефтяного рынка.
Цена апрельских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent на Лондонской бирже по итогам торгов в минувшую пятницу повысилась на 0,78 долл. – до 112,14 долл. за баррель. Цена на апрельские фьючерсы в Нью-Йорке выросла на 0,6 долл. – до 97,88 долл. за баррель. При этом Международное энергетическое агентство (МЭА) в четверг заявило, что запасов стран-экспортеров хватит на то, чтобы компенсировать сокращение ливийских поставок, – 500–700 тыс. баррелей в сутки. К тому же и Саудовская Аравия сообщила, что увеличивает добычу сырья на 700 тыс. баррелей в день, или на 8,4% – до 9 млн. баррелей в день.
На внутрироссийских топливных ценах тревоги мирового рынка пока не сказываются. Более того: отечественные потребители радуются снижению цен на бензин. Как сообщил Росстат, меньше чем за неделю – с 14 по 20 февраля – потребительские цены на бензин в среднем по России снизились на 3%. В частности, средние цены на бензин марок А-76, АИ-80 и аналогичных им понизились на 2,7%, марок АИ-92, АИ-93 и аналогичных им – на 3,3%, марок АИ-95 и выше – на 2,8%, на дизельное топливо – на 3,6%.
Между тем эксперты считают, что успокаиваться российским автомобилистам рано. По крайней мере мировые тенденции роста цен на нефть пока не дают для этого никаких оснований. Естественной связи между внутренними ценами на бензин и ценами мирового рынка, строго говоря, нет. Ведь во многих нефтедобывающих странах бензин стоит намного дешевле, чем в странах-импортерах. В России же внутренние цены на топливо растут вслед за мировыми только потому, что правительством создана такая система налогообложения ТЭКа, при которой рост цен на мировом рынке влечет за собой рост налогов, а следом и внутренних розничных цен. При этом очевидны противоречия: с одной стороны, правительство требует от нефтяников снижения цен, но одновременно с этим не готово снижать налоги.
Как отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, размер налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) будет расти вместе с ростом мировых цен на нефть. «При этом чем больше будет экспортная пошлина, тем выше будет внутренняя цена, – предупреждает он. – Кроме того, до конца года – полностью или частично – будет введена новая система налогообложения отрасли. Так что эти два фактора – мировой рынок и новая система налогообложения – скорее всего будут действовать в сторону повышения внутренних цен на топливо».
Глава отдела инвестанализа компании «Универ» Дмитрий Александров считает, что если мировые цены не уйдут за отметку в 120–130 долл. за баррель, для вертикально интегрированных нефтяных компаний все еще сохранится возможность сдерживать внутренние цены на нынешнем уровне. Но если мировые цены на нефть будут серьезно уходить вверх, сдержать внутренние цены будет крайне сложно. Правда, по мнению Александрова, этот сценарий пока маловероятен.