Объемы продаж легковых автомобилей (в млн. штук) и место в мировом рейтинге.
Источник: Boston Consulting Group
Автомобильный рынок страны уверенно восстанавливается после кризиса и в следующее десятилетие станет одним из основных двигателей мирового роста, войдя в шестерку мировых лидеров в 2020 году. А уже к 2018 году Россия обгонит Германию по продажам автомобилей. Такой позитивный прогноз опубликовали аналитики компании Boston Consulting Group (BCG), которые ожидают удвоение продаж автомобилей в России – до 4 млн. штук в год. Столь оптимистичные ожидания напомнили российским экспертам директивы генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева, который требовал от советских автопроизводителей стать «законодателями моды в мировом автомобилестроении».
Советский автопром должен был превратиться в законодателя мод в мировом автомобилестроении еще в 1996 году. Именно такую задачу ставил перед работниками АвтоВАЗа в 1986 году генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. Но и сегодня – через 25 лет после оглашения партийной директивы – отечественные предприятия далеки от поставленной цели. Однако через семь или через десять лет положение может радикально измениться. Согласно последнему исследованию компании Boston Consulting Group (BCG) «Успех локализации в России: вторая волна глобализации в автомобильном секторе», Россия станет одним из мировых центров автомобильной индустрии, переместившись с сегодняшнего 10-го на 6-е место в 2020 году. При этом оставив позади себя таких признанных грандов, как Германия, Франция, Великобритания и Италия. Первой падет Германия, которую по объемам рынка легковых и малотоннажных грузовых автомобилей Россия обгонит уже к 2018 году. Сам автомобильный сектор вернется на докризисный уровень в 2013 году – с объемом продаж около 3 млн. единиц, тогда как в 2015 году продажи составят 3,5 млн., а в 2020-м – около 4 млн. штук.
По мнению специалистов BCG, программа утилизации поддержала рост отрасли в 2010 году, обеспечив около 70% продаж, однако уже в этом году картина изменится: дальнейший рост будет происходить за счет продаж локальных и локализованных моделей, с увеличением доли последних с 30 до 40% в 2020 году в общем объеме продаж и уменьшением доли импорта с 36 до 25%. Доля местного производства не изменится, оставшись на уровне 34–35%.
Впрочем, часть экономистов говорит и о рисках нового кризиса, который может серьезно испортить столь радужные планы. К тому же известно стремление ведущих автоконцернов заменять традиционные модели более экологичными – электрическими или гибридными.
Поясняя результаты исследования, партнер и руководитель направления промышленных товаров и автомобильного сектора BCG в СНГ Эвальд Крайд в беседе с «НГ» отметил, что риски возникновения очередного кризиса не входили в круг вопросов, рассматриваемых в рамках данного исследования. «Наш прогноз основывается на таких факторах, как тренд роста российского ВВП, увеличение доходов населения и т.п., – отмечает он. – Конечно, не исключено, что рост авторынка в России будет скачкообразным, то есть сопровождаться в течение означенного периода как взлетами, так и падениями. Тем не менее уверенность в росте сохраняется». Отвечая на вопрос о том, не останется ли Россия за бортом мировой автомобильной революции перехода на электро- и гибридные модели, господин Крайд пояснил, что, по исследованиям BCG, к 2020 году сегмент гибридных и электромобилей будет составлять менее 20% выпуска мирового автопрома, тогда как более 80% рынка останется за традиционными автомобилями. В России же доля гибридных и электромобилей будет еще ниже.
Прогнозы BCG вполне адекватны реалиям, считает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «У нас на тысячу человек приходится около 300 машин, тогда как в развитых странах в несколько раз больше», – напоминает эксперт. В свою очередь, аналитик агентства «Инвесткафе» Максим Лобада соглашается с наличием рисков долгосрочных прогнозов. «Многие прогнозируют повторение кризиса намного ранее 2017 года, – отмечает он. – Кризис спровоцирует сильное падение спроса во всем мире, и это, естественно, не позволит автомобильному рынку расти прогнозируемыми темпами».
Однако если предположить, что основные проблемы и дисбалансы в мировой экономике будут устранены, то российский рынок будет постепенно эволюционировать, полагает эксперт. Основной вектор этого развития – гибриды. «Я не считаю, что в ближайшем будущем гибриды или тем более электромобили могут составить сколь-нибудь серьезную конкуренцию привычным машинам на двигателях внутреннего сгорания. Однако Россия не останется за бортом модернизации даже в случае технологической революции. Наш рынок привлекателен для инвесторов не только с точки зрения сбыта, но и в плане производства – что сейчас и наблюдается в виде создания многочисленных совместных предприятий с ведущими мировыми автоконцернами», – полагает Лобада.