Отечественные производители готовы потеснить на рынке иностранных поставщиков.
Фото Reuters
Несмотря на то что переговоры по вступлению России в ряды Всемирной торговой организации (ВТО) близятся к завершению, проблемы остаются. Как заявил вчера глава российской делегации на переговорах по ВТО Максим Медведков, наиболее сложным вопросом на переговорах является размер квот на импорт мяса в РФ, поскольку некоторые члены ВТО желают сохранить условия, которые были достигнуты еще в 2006 году. Эксперты отмечают, что одним из противников могла стать Бразилия, привыкшая к выгодным для себя поставкам мяса в Россию.
«С переговорами по квотам на импорт мяса самая сложная ситуация», – посетовал Медведков, комментируя проходящий на прошлой и этой неделе раунд консультаций в Женеве. По его словам, некоторые члены ВТО хотят сохранить условия, достигнутые на переговорах 2006 года.
«Но для нас это неприемлемо. С тех пор были сделаны значительные инвестиции в развитие этого комплекса у нас в стране, и мы должны их защитить», – заявил главный отечественный переговорщик, комментируя российские предложения по сокращению квот на импорт мяса. По его словам, двусторонние переговоры по импорту мяса продолжаются практически в постоянном режиме. Но окончательный перечень обязательств РФ в ВТО по доступу на рынок товаров и услуг будет подготовлен к следующему заседанию рабочей группы, которое пройдет 28–30 марта.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, России вновь предстоит доказательно отстаивать свои позиции. Несмотря на то что Медведков политкорректно не назвал страны-противники, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации РФ Сергей Юшин считает, что сегодня тормозом для России в ВТО является скорее всего Бразилия, которая поставляет в Россию как мясо птицы, так и другие мясопродукты. «Я думаю, что именно Бразилия сегодня будет выставлять наиболее жесткие требования, хотя не исключено, что к ним присоединятся и США», – отмечает эксперт. Между тем, по словам Юшина, российская отрасль уже достаточно крепко встала на ноги. «Инвестиции за последние 4–5 лет в нее составили свыше 200 миллиардов рублей», – поясняет он. Отсюда и проблемы – отечественные производители требуют защитить их от импорта, тогда как страны-импортеры настаивают на сохранении квот. Которые между тем препятствуют развитию отечественной отрасли.
В свою очередь, управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации/Morison International» Иван Андриевский считает, что самый острый вопрос – квоты на импорт куриного мяса. «С 2006 года квоты на импорт свинины почти не корректировались, квоты на импорт говядины увеличились на 18%, а квоты на импорт куриного мяса Россия сократила в три раза, – перечисляет он. – В 2006 году квоты на импорт говядины составляли 435 тысяч тонн, на 2011 год – 530 тысяч тонн, по свинине 476 и 472 тысячи тонн соответственно, а вот по курице импортная квота сократилась с 1130 тысяч до 350 тысяч тонн». По его мнению, сокращение импортных квот на курицу в первую очередь связано со стабильным ростом производства куриного мяса внутри страны. Более того, нынешние темпы роста производства позволяют России стать экспортером куриного мяса уже с 2014 года. С производством говядины в России самая сложная ситуация, по итогам 2010 года оно сократилось на 2,4%.
«Основным поставщиком куриного мяса в Россию являются США, однако в связи с хлорными запретами в прошлом году импорт американской курятины сократился в два раза по сравнению с 2009 годом до 300 тысяч тонн. При этом почти в два раза – до 140 тысяч тонн – вырос импорт куриного мяса из Бразилии, – отмечает Андриевский. – В 2010 году США планировали экспортировать в Россию почти 600 тысяч тонн куриного мяса при первоначальной общей квоте на импорт в 780 тысяч тонн. Так как Россия является основным рынком сбыта для американских окорочков, то они крайне не заинтересованы в ограничении импорта».